Человек и среда в рассказах Чехова
Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и другие. В произведениях Чехова ярко отражен процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенныхидеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества! Но проходят годы, и часто человек забывает о них, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Причины
Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он забывает о себе. Но постепенно все меняется.
Старцеву советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда доступен только избранным. Его знакомят с семьей
Раньше в городе Старцева звали «поляк надутый», тем самым подчеркивая его нелюдимость. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что не встречал понимания ни в ком. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали, тратили время на карты, бессмысленные визиты.
Уезжает из города Котик. Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дмитрийтеряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются «безобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не стремится помочь ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем самым принимая его в свою среду.
Чехов, показывая семью Туркиных, как бы предлагает нам сделать вывод: «Если самая талантливая семья в городе так бездарна и глупа, то каковы же остальные?» Автор предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека». Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Он мирится с окружающей его пошлостью. Даже воспоминания о любви не могут возродить душу Старцева. Котик, вернувшись, видит, как он изменился, и пытается вывести его из душевной спячки, но безуспешно. Старцев устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравится и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней — дело в том, что прежний Старцев уже давно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. А Ионычу не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.
Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, о которой давно знала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования».