Человек и природа в лирике Фета. Чтение наизусть одного стихотворения

А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удив­ляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положе­ние, которым руководствовался средний российский критик, — об­щественная полезность произведения; однако, несмотря на ругате­льные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно вели­ка. Это свидетельствует как о большом его таланте,

так и о необы­чайно высоко развитом вкусе читающей публики. Содержанием по­эзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писа­рев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.

В моем саду, в тени густых ветвей

Поет в ночи влюбленный соловей.

У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и оду­хотворена — это роднит его с Тютчевым:

Как майский глубокий Зефир,

Ты,- мой друг, хороша.

У него все живо,

все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

В небесах летают тучи,

На листах сверкают слезы,

До росы шипы грустили,

А теперь смеются розы.

Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосущест­вовании природы и человека:

Какой горючий пламень

Зари в такую пору!

Кусты и острый камень

Сквозят по косогору.

Ушли за днем послушно

Последних туч волокна.

О, как под кровлей душно,

Хотя раскрыты окна.

Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему за­ключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить пре­обладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

Смотри, красавица, — на матовом фарфоре

Румяный русский плод и южный виноград.

Как ярко яблоко на лиственном узоре!

Как влагой ягоды на солнышке горят.

Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они бе­зупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:

Целый день спять ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Распускаются тихо цветы,

И я слышу, как сердце поет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной. Я дрожу.

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Его, фетовские, леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой.

Многие стихотворения Фета о природе наполнены Философским содержанием. Одно из таких ст-й «Учись у них: у дуба, у березы…» (чтение наизусть).

Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый». Нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недо­вольства, гнева, разочарования. Как переживают «жестокую пору» зимы деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние ли­стья.

Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Как в природе на­ступает весна, «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека на­ступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе

Стихотворение Фета, несомненно, оптимистиче­ское, оно овеяно верой в то, что человек спосо­бен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание — золото — вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых от­кровений», возможностью для его души «высказать себя».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Человек и природа в лирике Фета. Чтение наизусть одного стихотворения