Чацкий и декабристы
Время создания комедии «Горе от ума» являлось переломным в общественно-политической жизни России. Начало XIX века было ознаменовано зарождением непримиримой борьбы между представителями прогрессивно мыслящего общества и консервативными правящими кругами, поддерживающими крепостнический строй и патриархальный уклад жизни. Как и всякого гражданина с активной жизненной позицией, Грибоедова волновали проблемы противостояния наступающего все активнее «нового» мира и упорно отстаивающего свои позиции «старого». Именно
В образе Чацкого писатель воплотил черты передового человека того времени. Наверное, это первый в русской литературе
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Он обличает «негодяев знатных», которые обменивают людей на собак, в угоду своим прихотям разлучают семьи крепостных, распродают их поодиночке. Чацкий отказывается служить в государстве, для которого служба — это, прежде всего, раболепие: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Декабрист Рылеев, выйдя в отставку, произнес: «Служить могут одни подлецы». Словами своего героя Грибоедов, как и декабристы, укоряет дворянское общество за преклонение перед всем иноземным, за презрение к родному языку, культуре, обычаям. «Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве с друзьями», — торжествует «французик из Бордо». Чацкий негодует на то, что Фамусов и ему подобные отдали «все в обмен на новый лад и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую. «. С презрением говорит он и о механизме общественного мнения:
Поверили, глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют,
И вот общественное мненье!
В выпадах Чацкого отражена программа декабристов, взывающих к воцарению народной справедливости в России, возвращению к истокам патриотизма. Чацкий высказывается горячо и страстно, его мысли выстраданы, они не являются сиюминутным экспромтом. Именно поэтому он убежден в собственной правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих.
Вокруг романтического Чацкого сомкнулось общество, воплощающее гражданскую косность, моральное ханжество, пошлость, как говорит о них Чацкий:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух, зловещих стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Но в борьбе с этим обществом Чацкий не одинок. Грибоедов упоминает двоюродного брата Скалозуба, который «крепко набрался каких-то новых правил»:
Чин следовал ему:
Он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Есть и племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник», и профессора Педагогического института, о которых с осуждением говорят, что они » упражняются в расколах и безверьи «.
Несмотря на свое поражение, в идейном и моральном плане Чацкий остается победителем. И. А. Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи. » и, похоже, один из первых вестников новой свободной жизни.