Центральный персонаж драмы Островского «Гроза»
Катерина натура мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувствии и настроений. Тогда, в родительском доме, ей жилось радостно, легко и привольно.
Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было, вышивание по бархату, посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился внутренний мир Катерины.
Девушкам
Катерина сама указывает источник этой книжности: странницы, как вспоминает она, рассказывают «жития разные, либо стихи поют». Жития — это описания жизни святых, имевшиеся з церковной литературе, а стихи — это, очевидно, духовные стихи, которые любили распевать странники и нищие, особенно слепые. Влиянием церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти любила посещать Катерина,, объясняется наличие таких слов в ее языке, как храм, рай, ангелы, грех ц др.
Язык
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она.- Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»
И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.
Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не Могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить.
Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на пути ее встал новый человек, не похожий на всех окружающих.
Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования. Эта любовь открывала ей дорогу в иную жизнь. А Катерина любит жизнь.
Она говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись».
Понятно, как задыхалась она в мертвящей, нестерпимой обстановке дома Кабанихи.
Катерина и любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворствовать. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю.
Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ля’ я людского суда?» — заявляет она возлюбленному.
Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы — самоубийство героини, которым она проявила свой отпаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства».