Был ли выход у Катерины Кабановой

Одна из самых известных драм Н. Островского «Гроза», многократно поставленная на сцене, экранизированная, появилась в 1859 году. И персонажи, и условный город Калинов, и даже образ Волги, — все это отражение личных впечатлений «писателя Замоскворечья», который незадолго до создания драмы отправился в путешествие по Поволжью. Этим объясняется живописность пейзажей, детальное описание самого города, впрочем, нарочито «безликого», условного, что подчеркивает повсеместность изображаемого в драме быта.

В отличие от «москвитянских»

традиций, в «Грозе» изображена патриархальная семья — но совершенно иначе. Здесь традиционный уклад жизни не имеет положительных сторон. Здесь царствуют жестокосердие, раболепное подчинение старшим — в первую очередь Кабанихе, которая «…нищих оделяет, а домашних заела совсем». Здесь нет места свободе, любви.

Впрочем, есть способ получить ее: лгать и грешить. Главное, чтобы все было «шито-крыто» — именно этому учит молоденькая Варвара свою более взрослую невестку Катерину. «Лучику света», как позже назовет эту героиню критик Н. Добролюбов, выросшей в атмосфере благочестия, свободы,

добропорядочности, претит такая жизнь. Когда она понимает, что испытывает нежные чувства не к своему супругу Тихону (его говорящее имя ярко описывает раболепное отношение героя к матери-Кабанихе), а к приезжему Борису, она приходит в ужас.

Не в ее правилах ходить на тайные свидания, когда муж уезжает из дома! Именно поэтому она ищет спасения в религии — долго молится у образов и искренне не хочет впадать во грех. Однако под гнетом нравов, окружающих ее (Варвара, например, не гнушается тайно видеться со своим возлюбленным, пока мать об этом не прознала, как и другие горожане), она сдается.

Но жизнь в постоянном страхе, искреннее раскаяние, сожаление о невозможности быть свободной и счастливой мешают Катерине. В этом и заключается конфликт: укладу и нравам «темного царства» она противопоставляет собственную честь, добронравие, желание быть свободной.

Это приводит к неосознанному, но яркому вызову, который она бросает всему калиновскому обществу, когда искренне, прилюдно признается мужу в измене. Невозможность жить вдали от любимого человека, терпеть гнет свекрови Кабанихи, Катерина бросается в воды Волги, чтобы избавить себя от страданий.

Но мог бы быть у драмы иной финал, более счастливый? Катерина могла бы поддаться влиянию общества, продолжать тайные встречи с Борисом, как, впрочем, вполне было принято в провинции (более того, это отражалось не только в русской, но и в зарубежной литературе — в частности, подобный образ жизни ведет госпожа Бовари из романа Г. Флобера) и даже в столице Империи.

Пожалуй, ответить на вопрос можно только отрицательно: нет, иного финала быть не могло. Патриархальный уклад не позволил бы Катерине отправиться вместе с Борисом, уехать из Калинова. Сама же героиня совершенно чужда немилосердному и жестокому «темному царству». Еще в детстве она мечтала быть свободной — это описано в одном из самых лиричных монологов в русской литературе «отчего люди не летают, как птицы». Жить внутри жестких рамок ей совершенно претит.

Ее искренность, нравственная чистота, раскаяние в собственном грехопадении не позволили ей жить дальше. Из двух зол выбирают меньшее — зло, которое, по мнению Катерины, совершила она — и общество с ней — гораздо больше, чем самый страшный христианский грех — самоубийство. Недаром Кулигин, вынесший на берег ее тело, роняет фразу: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Можно однозначно ответить, что сам образ главной героини драмы «Гроза» совершенно противоречит мысли о возможности Катерины вступить в «темное царство», стать его звеном. Это искренний, чистый, светлый персонаж, образ которого не омрачил даже выбранный исход жизни. Неосознанный протест позволил пробудить искренность и в других персонажах: молчаливый и послушный, Тихон, несмотря на угрозу материнского проклятия, обвиняет мать в гибели Катерины («Маменька, вы ее погубили!»), бросается к погибшей супруге, которую он искренно любил, и скорбит о потере и плачет, что ему придется «жить да мучиться».

Трагичный, печальный, греховный исход — единственный выход Катерины, единственная возможность стать свободной. Впрочем, именно ее поступок стал своего рода толчком к изменению патриархального «темного» уклада провинциальной жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Был ли выход у Катерины Кабановой