Булгаков один из ярчайших писателей XX века

Прекрасная фантастика и сатира романа «Мастер и Маргарита» сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произведение, полное смелых идей и разоблачений, долго не печаталось. Роман этот очень сложный и необычный, а потому интересен не только людям, жившим в советское время, но и современной молодежи.

Одна из главных тем романа — тема добра и зла — звучит в каждой строке произведения, как в ершалаимских,

так и в московских главах. И как ни странно, наказание за торжество добра творят силы зла (не случаен эпиграф произведения: «… Я — часть той силы, что вечно хочет зла и делает благо»).

Воланд разоблачает худшую сторону человеческой натуры, обличает человеческие пороки и наказывает человека по его вине. Наиболее яркой сценой «добрых» деяний злой силы является глава «Черная магия и ее разоблачение». В этой главе сила разоблачения достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым раскрывая глубокие пороки современных людей, и немедленно показывают наиболее порочных. Воланд

приказывает оторвать голову опостылевшему ему Бенгальскому, который слишком много врал («суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!»). Сразу читатель замечает жестокость зрителей относительно провинившегося конферансье, затем в них слабая нервозность и жалость к несчастному с оторванной головой. Силы зла разоблачают такие пороки, как недоверие всему и подозрительность, воспитанные затратами системы, жадностью, надменность, пользой и хамством. Воланд наказывает виновных, направляя их тем самым на праведный путь. Конечно же, разоблачение пороков общества происходит на протяжении всего романа, но более ярко выражено и подчеркнуто оно именно в рассматриваемой главе.

В этой же главе задается один из наиболее важных философских вопросов всего романа: «Изменились ли эти горожане внутренне?». И немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной магии, Воланд скажет: «Вообще, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Сравнивая людей, живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а «милосердие иногда стучится в их сердца».

Возможности зла ограничены. Воланд находит полноту власти только там, где последовательно истребляются честь, вера, настоящая культура. Люди сами открывают ему разум и душу. И как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в театр варьете. Хотя на афишах было написано: «Сеансы черной магии с полным ее разоблачением», все равно зрители поверили в существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было их разочарование, после представления все подаренные профессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бумажки.

Двенадцатая глава — это глава, в которой собраны все пороки современного общества и людей вообще.

В художественной структуре рассмотренная сцена занимает особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. Темные силы показывают всю свою мощь с помощью порочности московских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона московской жизни.

В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии очень важная в идейно-художественный структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в ней тесно переплетаются между собой главные художественные линии романа.

Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966-1967 годах в журнале «Москва».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Булгаков один из ярчайших писателей XX века