Булгаков один из ярчайших писателей XX века
Прекрасная фантастика и сатира романа «Мастер и Маргарита» сделали произведение одним из самых читаемых в советское время, когда правительство любыми способами хотело скрыть недостатки социальной системы, пороки общества. Именно поэтому произведение, полное смелых идей и разоблачений, долго не печаталось. Роман этот очень сложный и необычный, а потому интересен не только людям, жившим в советское время, но и современной молодежи.
Одна из главных тем романа — тема добра и зла — звучит в каждой строке произведения, как в ершалаимских,
Воланд разоблачает худшую сторону человеческой натуры, обличает человеческие пороки и наказывает человека по его вине. Наиболее яркой сценой «добрых» деяний злой силы является глава «Черная магия и ее разоблачение». В этой главе сила разоблачения достигает апогея. Воланд и его свита соблазняют зрителей, тем самым раскрывая глубокие пороки современных людей, и немедленно показывают наиболее порочных. Воланд
В этой же главе задается один из наиболее важных философских вопросов всего романа: «Изменились ли эти горожане внутренне?». И немного проследив реакцию зрителей на фокусы черной магии, Воланд скажет: «Вообще, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Сравнивая людей, живших тысячелетия назад, и современных, можно сказать, что время ничего не изменило: люди так же любят деньги, а «милосердие иногда стучится в их сердца».
Возможности зла ограничены. Воланд находит полноту власти только там, где последовательно истребляются честь, вера, настоящая культура. Люди сами открывают ему разум и душу. И как же доверчивы и порочны оказались люди, пришедшие в театр варьете. Хотя на афишах было написано: «Сеансы черной магии с полным ее разоблачением», все равно зрители поверили в существование магии и во все фокусы Воланда. Тем сильнее было их разочарование, после представления все подаренные профессором вещи испарились, а деньги превратились в простые бумажки.
Двенадцатая глава — это глава, в которой собраны все пороки современного общества и людей вообще.
В художественной структуре рассмотренная сцена занимает особое место. Московская линия и линия темного мира сливаются воедино, переплетаясь и дополняя друг друга. Темные силы показывают всю свою мощь с помощью порочности московских граждан, а читателю раскрывается культурная сторона московской жизни.
В заключение можно сказать, что глава о сеансе черной магии очень важная в идейно-художественный структуре романа: она является одной из важнейших в раскрытии автором темы добра и зла, в ней тесно переплетаются между собой главные художественные линии романа.
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень долго, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966-1967 годах в журнале «Москва».