Бродяги странники босяки у Горького
Особое место в рассказах Горького. 90-х годов занимают образы посяков. Часто он рисует их с явным сочувствием: это дало повод многим буржуазным критикам называть Горького «певцом босячества» и утверждать, что среди босяков Горький нашел свой идеал анархиста-бунтаря, реальное воплощение идеи «сверхчеловека» Ницше.
Однако такое мнение неверно. В статье «Беседы о ремесле» (3930-1931) Горький прямо говорит, что никаких надежд на босяков он не возлагал. Что же касается ницшеанского анархизма, то он действительно наблюдал у многих босяков
Свое отрицательное отношение к идее «сверхчеловека» Горький ярче всего выразил в легенде о Ларре; в рассказах о босяках он наглядно показал все бессилие их анархизма.
Почему же все-таки Горький часто симпатизирует босякам? Потому что свободолюбие, презрение к собственности и жизненным удобствам, товарищеская солидарность отличали их от людей, живущих в мещанском мире вечной борьбы за копейку. Одна из наиболее ярких фигур босяков — Гришка Челкаш. Высоко ценя свою свободу и независимость, он совершенно одинок и, вышибленный
Если Челкаш променял убогость деревенской жизни на кипучую сутолоку портового города, то Коновалов, наоборот, бежал от «тухлой» городской жизни на просторы полей и стал бродягой. Но никуда не смог он убежать от самого себя, от мучивших его жизненных вопросов и в отчаянии повесился/Дальнейшим развитием образа босяка является Аристид Кувалда («Бывшие люди»). Он обладает недюжинным умом, сильной волей, бесстрашием, непримиримой ненавистью к «хозяевам жизни», бескорыстной щедростью к таким же беднякам и — пропойцам, как и он сам.
Кувалда пользуется большим авторитетом среди босяков и верховодит ими, но в борьбе с купцом Петунниковым, за спиной которого стоит полиция, он терпит поражение и попадает в тюрьму.
Среди тысяч босяков, встреченных Горьким во время скитаний, были разные люди, многие из них не вызывали никакого сочувствия, но даже лучшие из босяков были не героями,, а жертвами бесчеловечного капиталистичес кого строя. Пение Коновалова в кабаке вызывает щемящее чувство боли за беспросветную жизнь босяков «Казалось, что это пируют заживо погребенные в склепе
И один из них поет в последний раз перед смертью, прощаясь с небом. Безнадежная грусть, спокойное отчаянно, безысходная тоска звучали в песне моего товарища».
Горький объединяет вокруг демократического издательства «Знание» виднейших писателей начала XX века. В 1900 году в Крыму писатель знакомится с артистами Художественного — театра, приехавшими показать больному Чехову постановку «Чайки» и «Дяди Вани». Горького поразила игра артистов, их тонкое художественное чутье. Позже он писал Чехову: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве Не любить его — невозможно, не работать для него — преступление…» Сближение с Художественным театром способствовало началу драматургического творчества Горького. Подъем революционного движения побудил писателя обратиться к театру как к форме самого эффективного воздействия на публику.
В период с 1901 по 1905 год Горький создает цикл пьес: «Мещаке», «На дне», «Дачники», «Дети солнца» и «Варвары».