Бесприданница и гроза сочинение

Главные героини двух, наверное, наиболее копирование популяр­ных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими тра­гическими судьбами. Катерина в «Грозе» — жена богато­го, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Беспридан­нице» — красивая незамужняя девушка, рано лишивша­яся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству, в отличие от терро­ризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабани­ха

печется о счастье сына Тихона, как она сама его по­нимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревнос­тно заботится о счастье дочери Ларисы. опять-таки в своем понимании.

В результате бросается в Волгу Кате­рина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях герои­ням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжс­ком городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается

перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции.

Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенно­го на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» проис­ходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капита­лизм.

Прежние купцы превращаются в предпринимате­лей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Лари­се, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до време­ни принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего из­бранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихо­на. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «све­та» — вечеринкам, музыке, танцам.

У нее самой есть способность к музыке — Лариса хорошо поет. Предста­вить себе в подобной обстановке Катерину просто не­возможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Ла­риса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разо­чаровавшись в возможности выгодной партии и согла­сившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в дерев­ню, подальше от городских соблазнов и прежних состо­ятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины).

Лариса обла­дает более тонким психологическим складом, более тон­ко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми не­благоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катери­ны. II, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти воз­можность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой.

Лари­са, после того как надежды на брак с Паратовым окон­чательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подоб­но Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей помо­жет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли.

Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе и без греха самоубийства.

Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, по­скольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубий­ство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого гре­ха, но для Катерины данное обстоятельство уже не име­ет значения), и воссоединение с миром природы, и ос­вобождение из земной могилы — дома ненавистной Ка­банихи.

Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими иде­алами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнуро­ва, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или неволь­но способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческом) обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти княжна, хотя и не менее искренна. Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая.

Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, сво­им нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места.

Лариса же — дитя большо­го города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вмес­те с этим слабее волевое начало.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Бесприданница и гроза сочинение