Белинский создатель русской литературной науки

Обращаясь к детской книге, Белинский подчеркивал, что она должна воспитывать, направлять и формировать нравственные качества ребенка-читателя. При этом критик противопоставлял передовые нравственные идеи плоскому морализированию современных ему детских писателей. «Нет, моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но и портят даже прекрасные и полные жизни сочинения для детей, если вкрадываются в них». Он высмеивал моралистические рассказы и сказочки, в которых всякое достоинство награждено, а порок и недостаток

наказаны, повести с нравоучительными концовками, насыщенные «чистейшей нравственностью», обличал их лживость, надуманность, книжность, полный разрыв с действительностью, классовый дворянско-крепостнический характер их морали.

Раскрывая принципы нравственности с позиции революционера-демократа, Белинский считал, что детская книга призвана воспитывать в ребенке любовь к труду, независимость, достоинство человеческой личности, гуманность, готовить его к борьбе за лучшие идеалы человечества,- эти основы этики следует передавать детям не в сентенциях и поучениях, а в «повествованиях и картинах, полных

жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства».

Ратуя за воспроизведение реальной жизни в детской литературе, Белинский вместе с тем не отрицал и фантастических произведений для детей. В начале своей деятельности под влиянием идеалистического мировоззрения Белинский полагал даже, что фантастическое произведение должно занимать преобладающее место в детской литературе. Необходимость фантастики, особенно в литературе для маленьких детей, Белинский подчеркивает и в дальнейшем.

Но теперь, когда критик развивает принципы материалистической эстетики, фантастическое для него не «предчувствие таинства жизни», а одна из особенностей поэтического творчества, особенность необходимая и законная, когда она вырастает из действительности и служит познанию ее. В то же время Белинский предупреждает от чрезмерного увлечения фантастическим в литературе для детей; «фантазия у детей и без того самая деятельная способность, поэтому ее следует скорее сдерживать, нежели возбуждать», и тем более не давать ей «уродливого направления».

Борясь за реализм, Белинский считал, что детская литература, подобно литературе общей, должна рассказывать детям обо всем в мире. Он постоянно называл разнообразнейшие темы, необходимые и увлекательные для детей. Детям необходимо рассказывать о благородстве и достоинстве, о дружбе, о взаимоотношениях людей, о добре и зле, о человеческих радостях и печалях. Бесконечное разнообразие явлений действительности представляет неисчерпаемый источник для детского писателя.

Нередко Белинский конкретизировал темы детских книг исходя из интересов, запросов и возраста детей, указывал, как следует раскрывать ту или иную тему. Он настоятельно советовал знакомить юных читателей с жизнью выдающихся полководцев, замечательных исторических деятелей (Петра I, Суворова, Кутузова и др.), ученых, философов, поэтов, музыкантов.

Для маленьких детей Белинский рекомендовал создать книжку энциклопедического характера, содержащую живые сведения о горах, морях, Островах, полуостровах, минералах, разных чудесах физической природы, о явлениях растительного, животного царства. Все это важно излагать «не только в порядке, но и ученой системе, однако так, чтобы в тексте ни слова не упоминалось ни о каких системах». В книгах для детей, особенно географических и естествоведческих, главную роль должна играть иллюстрация, а текст должен быть таким, как будто он написан для взрослых, только из него исключено все, что выше понятия детей, что не может быть им интересно. Когда Белинский пришел в литературу, Пушкин, Крылов, Грибоедов, Жуковский блестяще доказали богатство, гибкость, музыкальность, красоту русского языка.

Писатели-классики создавали литературный язык на основе живого народного языка. Сложнее решался вопрос о языке детских книг: здесь не было еще совершенных, подлинно литературных образцов. В критике же преобладали защитники традиционно-книжного языка, изобилующего славянизмами и слащавой, сентиментальной лексикой.

И в этой области Белинский выступил новатором, ревностным борцом за живой русский язык.

Заветы Белинского о детской литературе — это гениальный прогноз роста и расцвета русской детской литературы и детского чтения. Они были приняты, углублены и развиты революционно-демократической критикой: Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и их последователями. Воззрения Белинского сохраняют громадное, живое значение и в наше время для создания литературы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Белинский создатель русской литературной науки