Базаров победитель или проигравший
В романе Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена антитеза: столкновение эпох, противоречие поколений. Но сюжет не строится на этом. Конфликт также возникает из-за выбора жизненного пути у нового поколения «детей». Так какие же возможности существуют у «сыновей» в романе и к чему они приведут?
Героями, представляющими новое поколение, являются Аркадий и Базаров. Их объединяют общие жизненные ценности и взгляды, характерные для их эпохи. Однако они оба, начав свой актуальный путь из одной точки, пошли в разных направлениях.
Из-за этого течения Базаров сразу же вступает в конфликт с Павлом Петровичем, защищающим свои «принсипы». Аркадий всячески поддерживает Базарова в этом споре, однако его реплики не так логически стройны и не столь весомы, как у его товарища. «Мы ломаем, потому что мы сила», — замечает он на вопрос Павла Петровича: «Но как же это ломать, не зная более того почему?»
Здесь намечено некоторое различие между двумя персонажами: Базаров полностью осознает свою теорию, а Аркадий как бы учится у него. Их пути идут параллельно, но Аркадий отстает от Базарова. Это и дало ему потом вероятность освободиться от нигилистической теории, поскольку, не осознав ее, он не оказался в ее зависимости. Базаров проповедует Аркадию теорию: «нравится тебе дама. старайся достичь толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — почва не клином сошлась». Аркадий так и сделал: поняв, что Одинцова им не интересуется, он бесчувственно «переключился» на доступную Катерину, хотя внутренне и не согласен с таким подходом к делу.
Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории. Отказ Фенечки, внезапная любовь к Одинцовой обрушили идею Базарова, что любовь — это лишь физиологическое влечение самцов и самок. Базаров обнаруживает в себе романтика и ненавидит его. Его сознание, в основе которого лежат нигилистические идеи, не может объяснить существование духовной стороны жизни, что раскалывает его существо, личность, Базарова. Он видит проявления нигилизма, доведенного до абсурда: Кукшина и Ситников, как слепые и глупые последователи, которых нигилизм привлек своей упрощенностью, схематичностью, доступностью, необязательностью ума, образования, совести и нравственности.
С другой стороны, он испытал любовь и воспринял ее как факт в жизни людей, что обрушило нигилистическую теорию. Но при этом Базаров ощущает неспособность перемениться самому. Он осознал ценность духовной стороны жизни и ничтожность материальных вещей, ради которых он жил, что означало, что вся его жизнь прошла бесцельно в погоне за видимой выгодой. Это прозрение было страшным для него. Теряя почву под ногами, Базаров начинает ненавидеть окружающий мир, подозревать всех во лживости.
Однако, осознав гибельность теории, Базаров старается из-» бавить от нее Аркадия. Здесь и происходит окончательный разрыв в направлении их жизненных путей, сориентированных на разные ценности и принципы. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорил: «. ты поступил умно; для нашей горькой бобыльной жизни ты не создан». «А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше». Базаров сожалеет о том, что сам не может создать свой жилище. Вскоре, вернувшись в родительский жилище, он умирает. Аркадий, забыв про нигилизм, женился на Кате.
В этом и заключаются пути «сыновей» в романе «Отцы и дети». У них есть две альтернативы: либо существовать, опираясь на опыт предыдущего поколения, используя устоявшиеся нравственные и духовные принципы, как потом сделал Аркадий, либо пойти на поиски чего-то нового, восстать против незыблемых основ, сойти с протоптанной дороги и погибнуть, как Базаров. Таким образом, автор показал торжество духовных идеалов над материальными ценностями, бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов.