Барокко как первое общеевропейское художественное направление



Термином “барокко” называют культурно-историческую эпоху, которая утвердилась в Италии в конце XVI – первой половине XVII ст., в Испании – до XVII в., в России – в середине XVII – первой половине XVIII в.

Происхождение термина точно не установлено. Существуют три предположения, согласно которым слово “барокко” восходит: 1) португальского выражения ” perolla barocca ” – “жемчужина неправильной формы”; 2) латинского термина ” b а r осв”, который употребляли в логике для обозначения одного из раВНОвидностей умозаключения,

что отличался особой сложностью; 3) французского жаргонного словца, которое употребляли в художественных мастерских – ” b а roquer “, что означает “растворять, смягчать контуры”. Сначала этот термин употребляли относительно изобразительных искусств, чтобы подчеркнуть отличие нового стиля от стиля Ренессанса.

Позже заметили, что и стиль других искусств (музыка, литература) имеет общие черты со стилем пластических искусств (архитектура, скульптура, живопись). В XVIII ст. срок “барокко” использовалось для негативной характеристики литературных произведений, отличались сложностью формы и были трудными для понимания. Как искусствоведческий срок его узаконили в XIX ст.

Понятие литературного барокко в современном понимании вошло в науку лишь недавно, после Первой мировой войны.

Сегодня понятие “барокко” имеет несколько значений:

1) миропонимания или мироощущения, связано со своеобразным пониманием мира и места человека в нем в новый историческое время (в этом смысле говорят об “человека барокко”, которая в своих чувствах, мыслях и поведении отражает сущность новой эпохи и является персонажем искусства);

2) стиль (стилевая система), который отразился в изобразительных искусствах, музыке, театре и литературе;

3) художественный (в частности литературный) направление, которое охватывает художественные явления, обозначенные барочным стилем и миропониманием (мироощущением).

Барокко зародилось в Италии как отражение кризиса идей и художественных принципов эпохи Возрождения, глубоких противоречий политического, общественного и религиоВНОго характера. Разрушалась идея гармонии мира и представление о безграничных возможностях человека. Содержание Барокко в разных странах был несколько разным.

Однако можно выявить общие черты этой эпохи.

В культуре Барокко происходил “синтез”, своеобраВНОе сочетание традиций Средневековья (готики и Ренессанса:

– снова наблюдается склонность к усложненной художественной формы (как в поздней готике);

– возвращается готический геоцентризм, но сохраняется антропоцентризм, только теперь человек практикуется не как противовес Богу, а как самый его произведение;

– вместо светской направленности во времена барокко снова видим религиозную окраску всех сфер культуры, как в сутки Средневековья;

– вместо освобождения человека от пут социальных и религиозных норм вновь заметно усилилась роль церкви и государства;

– сохраняется античный идеал красоты, но осуществляется попытка совместить его с христианским идеалом, т. е. речь идет о сочетание красоты духовной и физической, внутренней и внешней;

– как и Ренессанс, барокко сохраняет внимание к природе (и в науке, и в искусстве), но теперь природа трактуется не как противовес Богу, а как путь познания совершенства и милосердия Творца.

Кроме этих черт, рожденных переплетением предыдущих традиций, барокко выработало и собственные особенности:

– динамизм, подвижность: в пластическом искусстве это любовь к сложной кривой линии, в отличие от прямой линии и острого угла или полукруга готики и Ренессанса; в литературе – описание движения, путешествия, изменений, трагического накала, катастроф, смелых авантюр.

– барокко не считает наивысшим задачей искусства спокойного пробуждения религиоВНОго или эстетического чувства; для этого важнее растрогать, произвести сильное впечатление; этим вызваны такие черты направления, как тяготение к гипербол, захват парадоксами и необычными гротесками, преобладание антитез, склонность к универсальности, всеобъемлемости.

В культуре Барокко весь мир воспринимается как произведение искусства. У ней были чрезвычайно распространены метафоры “мир-книга” и “мир-театр”. Отношение к миру как к книги многозначных символов, смысл которых невозможно перевести до конца на языке логики, обусловило основные принципы эстетики барокко.

Определяющим в философии и искусстве становятся идеи о том, что все земное – тленное, временное, здешнее “жизнь – это сон”, настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти; реальный мир – долина страданий, которые нужно стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь душой с Богом. А отсюда и барочные метафоры: жизнь человека – роза, быстро губит лепестки, однако имеет колючее и сухое стебель; человек – огарок; отсюда же аллегорические персонажи – Смерть, Судьба, Вера и т. д., стихи, целые сборки под заголовками “Кладбищенские мысли”, “Похоронные песни” и т. д.

Ведущим искусством Барокко является архитектура, ей подчинены живопись, скульптура, музыка и литература.

Оригинальность произведения писатели барокко провозгласили его важнейшей характеристикой, а необходимыми чертами – сложность для восприятия и возможность различных толкований. Испанский философ Бальтазар Грасіан писал: “Чем сложнее познается истина, тем приятнее ее постичь”. Художники барокко высоко ценили остроумие, которая заключалась в парадоксальных суждениях, в выражении мыслей необычным образом, в сопоставлении противоположных предметов, в построении произведений по принципу контраста, в интересе к графической формы стиха. Неотъемлемым компонентом лирики барокко есть парадоксальные суждения.

Барокко создало поэзию изящной мысли, интеллектуальной игры.

Литература Барокко отказывалась от принципа подражания действительности, она не воспроизводила ее, а превращала за определенными законами. Представители барокко считали, что, поскольку реальный мир – иллюзия, мираж, сон (не случайно драма испанского драматурга Педро Кальдерона названа “Жизнь это сон”), то его предметы – это символы и аллегории, которые требуют истолкования. Поэтому в литературе барокко широко использовали символы и аллегории.

Создавались книги-эмблемы – аллегорические рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в сопутствующих высказываниях и стихах. Поэты барокко уделяли значительное внимание графической форме стиха, создавали “фигурные” стихи, строки которых образовывали рисунок сердца, звезды, креста, круга, ромба и т. д.

Образы строили по принципу связи между несколькими, часто очень разными предметами, обычно на основе метафоры. Контрастно совмещали в одном и том же произведении непосредственное описание событий и их аллегорическое изображение.

Стремясь выражать свои мысли в аллегориях, сложных метафорах и эмблемах, барочные писатели были склонны к афористичности. Литературный афоризм является порождением эпохи Барокко.

Основные жанры барочной литературы: барочная драма, барочная поэма, барочный роман, барочная лирика.

Самыми известными писателями барокко были: в Испании – Луис де Гонгора и Педро Кальдерон, в Италии – Торквато Тассо и Джамбаттиста Марино, в Германии – Ганс Гріммельсгаузен, в Англии – Джон Мильтон, Джон Донн и др.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Барокко как первое общеевропейское художественное направление