Автор и главный герой в романе Пушкина «Евгений Онегин»

«Онегин, добрый мой приятель. » — говорит Пушкин о своем герое в начале романа. Благожелательность, искренняя симпатия и в дальнейшем — на протяжении всего повествования будут доминировать в отношении автора к Онегину. Пушкин вводит Евгения в круг своих друзей (в романе упоминаются Чаадаев, Катенин), комментирует его поступки, предостерегает читателя от поспешных оценок.

Вместе с тем автор в первой же главе решительно дистанцируется от своего героя: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… Эта глава, повествующая

о детстве и юности Онегина, о его воспитании, образовании, о праздной жизни столичного dandy, которую тот ведет в Петербурге пронизана интонацией авторской иронии: «с ученым видом знатока», «был глубокий эконом», «кабинет философа в осьмнaдцать лет». Скучающему, потерявшему интерес к жизни Евгению (таким герой предстает в первой главе) противопоставлен в повествовании образ его современника — автора романа. Глазами этого жизнерадостного, страстного и умного лирического героя показана в романе картина современной Пушкину русской культуры.

Театр для поэта — «волшебный край», мир высокого искусства.

Здесь, вспоминает автор, блистали Фонвизин, «сатиры смелый властелин», Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый», великая актриса Семенова и знаменитый балетмейстер Дидло. Онегин же в театре зевает, интересуясь разве что закулисной жизнью «очаровательных актрис». Балы привлекательны для Пушкина своей красочностью, атмосферой праздника («Люблю я бешеную младость. «). Онегину же «наскучил света шум», его жизнь, не наполненная трудом, не имеющая цели, «однообразна и пестра».

Красота мира открывается рассказчику и в любви («Я помню морс пред грозою. «), и в природе («Я был рожден для жизни мирной. «), и в общении с друзьями: в конце четвертой главы Пушкин вспоминает беззаботную и творческую атмосферу дружеских пирушек и произносит шутливый гимн дружбе. Онегин же воспринимает жизнь иначе: «. рано чувства в нем остыли. «, «. друзья и дружба надоели. «, «. увидел ясно он, что и в деревне скука та же..». Автор не похож на своего героя, но в его отношении к Евгению нет высокомерия. Напротив, поэт стремится быть к нему справедливым. Так, изобразив кабинет Онегина в шутливо-ироничном тоне, он примирительно замечает: Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей.

Стремление выглядеть безупречно не прихоть Онегина — таковы требования света. Онегин горд; как и упоминаемый автором Чаадаев, он боится «ревнивых осуждений» светских сплет бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта.

Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений — «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь: И станем жить — и так до гроба, Рука с рукой дойдем мы оба. В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера.

Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». В мире бушующих стихий идиллия невозможна.

Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон — «насмешка неба нал землей»? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана».

Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» — и его превращение — Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, — и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» — и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» — и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена нe только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина — мысль о человеке, его самоценности. «Медный всадник»-это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Автор и главный герой в романе Пушкина «Евгений Онегин»