Автобиография Бенджамина Франклина как пример произведения автобиографического жанра

Прежде чем приступать к анализу «Автобиографии» Бенджамина Франклина, необходимо определиться с самим понятием автобиографии. Слово «автобиография» происходит от греческого «autуs» — сам, «bios» — жизнь, «grаpho» — пишу. Это такая форма биографии, где главным героем является сам автор произведения.

Если рассматривать жанр автобиографии и стремление описывать свою жизнь в историческом аспекте, то нужно заметить, что, несмотря на греческое происхождение термина, автобиография как жанр формируется, скорее, в Новом

времени, нежели в период античности.

Автобиография представляет собой нечто большее, чем просто самоанализ. Как произведению литературному, ей требуется некая повествовательная форма. В ее истории можно выделить четыре периода, которые не связаны между собой и не следуют непосредственно друг за другом. Эти периоды, прежде всего, совпадают с циклами исторического развития, а в частности, с теми, когда происходили значительные общественные потрясения и перевороты. В подобных условиях у людей особо остро проявляется необходимость самовыражаться. Так постепенно складывается жанр автобиографии.

Первый период

развития автобиографии приходится на начало средневековья и связывается с именем святого Августина. Но кроме Августина никто больше не обращался к этому жанру вплоть до наступления эпохи Возрождения.

Возрождение можно считать вторым периодом развития автобиографии. В этот период она поднялась на качественно новую ступень, чему способствовали творения Бенвенуто Челлини (1500 — 1571; «Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано (1501 — 1576; «О моей жизни»), М. Монтеня, Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна.

Автобиографии всех этих авторов носили различный характер, и если Августин свое основное внимание сосредотачивал на описании внутреннего мира, то Челлини, например, делал акцент на мире, окружающем его. Кардано и Монтень в своих автобиографиях проявляют себя мастерами психологического автопортрета, хотя их рассказы и не отличаются большим количеством интересных историй. Так, к примеру, Кардано делает акцент на классификации основных человеческих качеств и их отражении в его характере. Монтень в своем произведении дает отличные характеристики, несмотря на то, что в целом оно лишено какой-то четко выраженной системы.

Третьим периодом можно назвать Эпоху Просвещения, на которую пришелся подъем и расцвет автобиографии как литературного жанра. Большое автобиографическое наследие оставил после себя Ж.-Ж. Руссо, произведения которого были типичны для жанра автобиографии того времени. Среди самых известных его автобиографических сочинений можно выделить «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя» (1802). В них он особо откровенно описывает себя, все стороны своей жизни.

В начале ХХ в. произошли существенные открытия в психологии, что привело к тому, что люди больше внимания стали уделять личности, ее сложности и многогранности. Особенно это касалось теории бессознательных механизмов психической деятельности. Множество различных идеологий, появившихся в это время, породили жесткую конкуренцию, которая впоследствии вылилась в настоящие войны, причем, ведущиеся в таких масштабах по сравнению с которыми все прошлые конфликты представлялись чем-то незначительным. На этот сложный период времени пришлась пора четвертой волны автобиографий. Именно в этот период было написано самое большое количество автобиографических произведений. Неудивительно, что их оказалось больше, чем за все прошлое время в целом. Но отличительной чертой этого периода является то, что становится трудно выделить какой-то определенный тип автобиографии, как типичный для своего времени.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Автобиография Бенджамина Франклина как пример произведения автобиографического жанра