Античные теории красноречия

Издавна родиной красноречия считается Древняя Греция хотя оно существовало также и в других крупных странах того времени таких как: Египет и Индия. Красноречие было необходимо Древней Греции, так как многие вопросы решались публично. Чтобы привлечь внимание аудитории, политическим деятелям было необходимо обладать искусством красноречия. Особенно популярными в Древней Греции были судебные речи.

В связи с тем, что прокуроров не существовало в то время, то обвинителем мог выступить любой человек. И поэтому обвиняемому приходилось доказывать

свою невиновность только с помощью своего красноречия. Стоит отметить, что древнегреческое красноречие являлось не только огромным достижением культурной жизни, но и первостепенным показателем ее общественной — политической зрелости.

Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

Культура, существовавшая в Древней Греции, была творчески принята в Древнем Риме. Развитию красноречия в Риме способствовали уникальные образцы ораторского искусства греков, которое со II в. до н. э. стало предметом тщательного

изучения в специальных школах.

С яркими речами выступали политические деятели, такие как братья реформаторы Гракхи, особенно Гай Гракх, который был удивительным оратором. Увлекая народные массы своим красноречием, в своих выступлениях он использовал даже театральные приемы. Особенно среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. В азианском стиле развивается стремление к максимальной действенности каждой части фразы и сильным ритмическим эффектам. Для аттицизма был свойственен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в следовали: Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Но такой оратор как Цицерон разработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Расцвет красноречия в Древнем Риме приходится на 1 век н. э., именно в тот момент особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу ярких ораторов во главе с великим Марком Тулием Цицероном.

Именно он считал Демосфена лучшим ритором Греции и считал, что современникам стоит учиться у него искусству красноречия. Почитая Демосфена, он самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по всеобщему признанию, превзошел «учителя». Цицерон известнейший оратор, политик, писатель Древнего Рима.

Его имя стало даже нарицательным. По его мнению, подлинное красноречие — это то, что дается труднее, чем, кажется. Цицерон создал ораторскую теорию, на основе своего богатого опыта показал глубокую сущность ораторского искусства

Также римские теории красноречия развивались так же Марком Фабием Квинтилианом. Он был великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». Труд Квентилиана строго продуман и имеет системность.

В этих книгах он учел весь опыт классической риторики и обобщил опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это была вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия.

Так же он рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. По его мнению, риторика — наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Речь оратора должна быть ясна. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи.

К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообщение. Вершина ораторского искусства, по мнению Квинтилиана,- это способность говорить импровизированно, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Античные теории красноречия