Анализ стихотворения Хармса «Врун»

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А уж если колесо —

Это просто ерунда!

Исследователи уже отмечали здесь перекличку с рассказом «О явлениях и существованиях. N 1» (18 сентября 1934), где «на небе вырисовывается огромная ложка». В данном случае светило замещается не тарелкой, не лепешкой, а именно колесом — древнейшим солярным символом. Колесо было также одним из ключевых хармсовских «иероглифов» «реального искусства»; ср. в частности, его рисунок, изображающий колесо с подписью «REAL». При желании

можно заключить, что, замещая солнце колесом, Хармс играючи ставит в центр мира принцип реального искусства.

— А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Что под морем-океаном.

Часовой стоит с ружьем?

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А с заряженным ружьем —

Это просто ерунда!

Видимо, следует предположить, что «под морем» — есть вывернутое «на небе». Если здесь действительно произошла подмена, причиной ее следует считать, быть может, стремление автора (или редактора) разнообразить «небесную» тематику и избежать нежелательных религиозных

ассоциаций.

Разнообразные толкования вызывало последнее сообщение Вруна, вплоть до вряд ли обоснованных подозрений в политическом намеке — для этого предлог превращается в приставку, и возникает криминальное слово «донос»:

— А вы знаете, что ДО?

А вы знаете, что НО?

А вы знаете, что СА?

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А достать его руками —

Отстранение какого-либо органа тела — характерный мотив фольклора, излюбленный в искусстве сюрреализма, абсурда и черного юмора. Отдельный нос, до которого «не достать», восходит прежде всего к гоголевскому «Носу».

Высшая точка игры в отделение органов — рассказ об «одном рыжем человеке», у которого, как известно, не было ни глаз, ни ушей, ни носа, ни ног, ни рук и вообще ничего, так что говорить о нем не приходится. Очевидно, следует связать эту игру с принципом членения слова, о котором шла речь выше; распадаясь на составляющие, слово теряет смысл и перестает существовать.

Таким образом, мы рассмотрели пять сообщений Вруна:

— о плодовитости отца;

— о летающих животных;

— о замещении светила;

— о стражнике иного мира;

— об эмансипации органа тела.

Все эти темы оказываются характерными хармсовскими темами, а стихотворение в целом предстает как набор архетипов «карнавальной» культуры — игрового, вывороченного мира, близкого детскому сознанию, к которому оно так удачно апеллирует.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, среднее: 2,33 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Хармса «Врун»