Анализ стихотворения Тютчева «Цицерон»
Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».
В стихотворении, принадлежащем к философской лирике. нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» — миссия личности
Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф — восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером — четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.
В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет
В первых четырех строках, имеющих элегические ноты. с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации. отражающие мотив избранника — человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.
В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям». поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы».«упоения» среди катастрофы.
Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских ) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги» ).
Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия ) и архаизмами (всеблагие ), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.
Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой ) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!». «Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавой!» ).
Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.