Анализ стихотворения Твародовского «Земляку»
Мужественной стойкости уроженцев Смоленского края посвящен отдельный лирический цикл Твардовского. В нем изображена галерея образов персонажей-земляков, бесстрашных и высоконравственных людей. Дружная деревенская семья партизан олицетворяет «зоркую месть» для наглых поработителей. Престарелые мать и отец готовы отречься от сына-предателя, убежавшего с поля боя. Скромная местная жительница в оккупацию прятала красное знамя, а старуха Тимофеевна, поплатившись своей жизнью, в открытую прокляла нахлебников-нацистов.
Героические
В родной стороне растут деревья, посаженные отцом, и здесь находятся могилы прадедов. Иметь собственный «угол милый» — счастье, а потерять — великое горе. Субъект речи обращается к воспоминаниям детства своего адресата. Все они связаны с образом любимого края: в первой из миниатюрных сцен мальчика будят солнечные лучи, во второй — он нянчит маленького брата, забавляя малыша
Гармоничной картине мирного прошлого противопоставлен эпизод, соответствующий беспощадной реальности военного настоящего. В отцовском доме теперь квартирует гитлеровец, именуемый с помощью оценочных перифраз «бродяга», случайный «недолгий» гость. Нацист жесток, беспринципен и отвратителен: он пустит под топор сад, посаженный отцом героя, или расстреляет оконные стекла. Изображая разрушительные действия агрессора, поэт привлекает три однородных сказуемых. Субъект речи уверен: захватчика ждет скорая бесславная гибель.
В строфах, иллюстрирующих беспардонное поведение оккупанта, зарождается мотив, сквозной для военной лирики: «заветные места» священной земли оскорблены, поруганы, осквернены. Тема земли-страдалицы, к которой посмели прикоснуться «руки поганые» непрошеных чужаков, появляется в посвящении «Партизанам Смоленщины». Форма зачина последнего напоминает плач.
Предвидя гневную реакцию адресата-смолянина, субъект речи подчеркивает: тяжелый ежедневный ратный труд, ведущий к победе, — скорейшая дорога к дому. В финале сопоставляются понятия малой и большой Родины. Первая из них индивидуальна, связана с конкретными образами и пространственными ориентирами, вторая — едина для всех.