Анализ стихотворения Тургенева «Утро туманное, утро седое»
Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой: Нехотя вспомнишь и время былое.. .
На это настраивает окружающая природа — замершая осень.
Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция
Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет
Ощущение замедленности, протяженности окружающего, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, начинающейся с гласной буквы. Наиболее заметно звучание протяжного У, ударного А, который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим Н — туманное (которое еще повторится в третьей строфе — странной, непрестанный) .
Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое-«тускло-серое, белесое»), нивы печальные, снегом покрытые.
В стихотворении герою сопутствует утро, время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков.
Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего — все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех — каждого-мгновений жизни.
Фрагменты воспоминаний выстраивая по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица.
Во второй строфе волна воспоминаний нарастает — картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими: вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды — так жадно, так робко ловимые.
Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной…
Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?
И последняя картина теряет конкретные, реальные очертания. А фраза «Многое вспомнишь родное, далекое», соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным «Нехотя вспомнишь», приобретает обобщающий смысл: то, что было, — каким бы оно ни было — это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.