Анализ стихотворения Тургенева «Мы еще повоюем»
Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.
Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя — в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же
Трудно представить себе, что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает радостное, бодрое чувство: Мы еще повоюем. Читатель видит добрую улыбку человека, которому дорого все живое, чувствует шутливую ласку в его словах о воробушке: Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я,- говорит автор. Смерть неизбежна. Но жизнь сильнее смерти.
Стихотворение заканчивается бодрым, жизнеутверждающим
И пускай надо мной кружит мой ястреб.
— Мы еще повоюем, черт возьми!
Некоторые стихотворения в прозе посвящены теме крестьянства и перекликаются с Записками охотника (Маша, Деревня) .
Тургенев восхищается не только народом, красотой и широтой его души, но и теми, кто готов идти на гибель ради народного счастья.
Одно из самых замечательных произведений русской литературы, воспевающих величие революционного подвига,- стихотворение в прозе Порог. Во имя народа, во имя его счастья героиня стихотворения бесстрашно перешагнула роковой порог, за которым ее ждут тяжкие испытания. Перед нами тургеневская девушка — самоотверженная, благородная, отважная.
В словах ее слышится голос и Елены, и Марианны. Вспомним, как Елена на все предупреждения Инсарова отвечала: Знаю. Словно клятва бесстрашного воина, звучит Знаю! безымянной героини стихотворения. И как просто, как скромно говорит она о своей готовности совершить подвиг: Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. —
Дура!-проскрежетал кто-то сзади. —
Святая!- пронеслось откуда-то в ответ.
Бессильная злоба врагов передана одним метким глаголом — проскрежетал. И не случайно злобный голос звучит сзади. Последняя строка стихотворения, выражающая и чувства самого автора, и суд истории, утверждает святость безымянного подвига революционерки.
Писатель сумел преодолеть чувство тоски, навеянное болезнью, старостью, тяжелым положением в стране. Что же дает ему силы? Ответ на этот вопрос мы найдем в знакомом вам стихотворении Русский язык, завершающем весь цикл: Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Писатель работал буквально до последнего дыхания. За несколько дней до смерти он диктовал Полине Виардо наметки нового романа. Героем его должен был стать новый в России тип-жизнерадостный революционер и замечательная женщина — его соратница. Этот замысел возник еще в 1881 году. Он связан с постоянным, никогда не ослабевавшим тяготением писателя к революционной молодежи.
Тургенев горячо интересовался русской молодежью,- вспоминает один американский писатель,- можно сказать, для него это был самый интересный в мире предмет для изучения. Все эти его русские знакомые протестовали против господствующего порядка вещей, который и в самом Тургеневе вызывал отвращение. Тургенев говорил Петру Лаврову: Я сам с радостью присоединился бы к движению молодежи, если бы не был так стар и верил в возможность движения снизу.