Анализ стихотворения Северянина «Бетховен»

В 1934 году, пребывая в вынужденной эмиграции, Северянин издал сборник сонетов «Медальоны». В него включены порядка сотни стихотворений, посвященных писателям, поэтам, композиторам разных времен. Среди личностей, удостоенных внимания автора книги, — Ахматова, Блок, Шекспир, Гофман, Шопен, Чайковский, Глинка, Байрон, Зощенко. По мнению многих литературоведов, не все произведения, вошедшие в «Медальоны», одинаково удачны. Часто характеристики известных людей, которыми их наделят Северянин, поверхностны и излишне субъективны. Есть версия,

что название сборника позаимствовано у русского поэта Валериана Валериановича Бородаевского (1874/75-1923). «Медальонами» у него именован один из циклов книги «Стихотворения. Элегии, оды, идиллии», который включает в себя литературные портреты, облеченные в сонетную форму.

Сонет «Бетховен», посвященный гениальному немецкому композитору, датируется 1927 годом. Как и в других стихотворениях сборника «Медальоны», в рассматриваемом тексте упоминаются избранные произведения, созданные личностью, которая оказывается в центре внимания. Северянин говорит о следующих творениях Бетховена: «Лунной сонате»,

увертюрах «Леонора» и «Эгмонт», Девятой симфонии. В финале поэт вспоминает о глухоте композитора. Болезнь в стихотворении преподносится не столько как трагедия человека, сколько в качестве способа выразить презрение к окружающему миру. Некоторая доля правды в этих словах есть. Бетховен всегда отличался сложным характером.

Например, он легко мог прервать выступление, если замечал, что в зале кто-то начал разговаривать. При этом к близким друзьям композитор относился хорошо, никогда не отказывая им в помощи. Глухота спровоцировала практически полную изолированность Бетховена от общества. Он редко выходил из дома, стал угрюм и замкнут. В первой строфе сонета говорится об одиночестве композитора, которое как раз не в последнюю очередь связано с глухотой. В стихотворении Северянин пророчит Бетховену бессмертие в веках, потому что ему удалось «невоплощаемое воплотить» и отыскать предвечный мотив. Как уже говорилось выше, в финале поэт вспоминает о недуге композитора. В последних строках сонета есть еще одно примечательное наблюдение – Северянин называет мир, обративший очи на светоч Бетховена, слепым. Вероятно, имеется в виду неспособность общественности в полной мере понять гениальность творений немецкого композитора.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Северянина «Бетховен»