Анализ стихотворения Паустовского «Июль»
Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике. было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.
Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью
Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.
Во
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» . громко разговаривает, «мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» — своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.
Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы ( «вбегает в вихре сквозняка» . «взвивается до потолка» ), подкрепляемые слуховыми ( «все громко говорящий вслух» ) образами.
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом. придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы ( одеже — вхожий, невежа — приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными ( растрепа — укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.
Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения ( домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты ( июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение ( «и с занавеской, как с танцоршей» ).
Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.