Анализ стихотворения Пастернака «Заморозки»
Стихотворение «Заморозки» относится к поздней пейзажной лирике Пастернака. Оно вошло в последнюю книгу поэта, получившую название «Когда разгуляется». Сборник включает в себя произведения, написанные в период с 1956 по 1959. Некоторые из них печатались в журналах «Литературная Грузия» и «Новый мир». Полностью книга была издана только после смерти Бориса Леонидовича – в 1961-м. В сборнике нашли отражение философско-поэтические концепции, занимавшие ум Пастернака в последние годы, — осмысление себя в качестве части мироздания,
В «Заморозках» перед читателями предстает несколько необычное изображение природы. Создается ощущение, что наблюдатель и пейзаж поменялись местами, будто картина смотрит на стоящего перед ней человека. Лирическим героем стихотворения становится сама природа. Поэт в такой ситуации оказывается одновременно везде и нигде. Он не олицетворяет сторонний взгляд на пейзаж. Его роль – двойник природы, становящийся то лесом, то морем. Подобный прием не раз использовался Пастернаком. С его помощью утверждается единство природы и поэта, столь важное для Бориса Леонидовича.
Интерес
Есть версия, что название сборника «Когда разгуляется» связано с позитивными ожиданиями Пастернака от «оттепели». Глагол «разгуляться» означает прояснение после ненастья. После смерти Сталина в 1953 году у советских людей появилась надежда на получение большей свободы, благодаря политике Хрущева. При помощи стихотворений «После вьюги», «Весна в лесу», «За поворотом» Борис Леонидович передает ощущение важных в контексте жизни простых граждан СССР и глобальной истории перемен. Впрочем, полной уверенности в светлом будущем у поэта нет было. Он чувствовал, что заморозки могут вернуться.