Анализ стихотворения Пастернака «У себя дома»

Стихотворение Б. Л. Пастернака «У себя дома» — одно из самых незаметных в его знаменитом сборнике «Сестра моя — жизнь» (1922). Само по себе оно никогда не привлекало внимания критиков: видимо, казалось, что текст его нетрудный и не нуждается в особой расшифровке. Только в двух книгах, посвященных композиционному анализу «Сестры моей — жизни» в целом, авторы уделили внимание и ему: К. О’Коннор посвящает ему полторы страницы, а А. Майер — полстраницы. Мы попробуем дополнить и отчасти корректировать их наблюдения, отмечая

интертекстуальные связи и, главным образом, сложную структуру основных тропов. В сборнике «Сестра моя — жизнь (Лето 1917 года) » — десять разделов, третий с конца называется «Возвращение», в нем только два стихотворения: самое длинное в сборнике «Как усыпительна жизнь!.. » и одно из самых коротких — «У себя дома». Из заглавия явствует, что здесь описываются впечатления Пастернака при его возвращении в Москву из поездки в сентябре 1917 г. в Балашов к Е. А. Виноград. Стихотворение написано трехударным дольником (постепенно переходящим в ровный дактиль), концовка отмечена двумя укороченными строками. В
нем пять четверостиший; среднее выделено отбивкой как кульминация, начальные и конечные напечатаны слитно.

Жар на семи холмах, голуби в тлелом сенце. С солнца спадает чалма: время менять полотенце (мокнет на днище ведра) . И намотать на купол. В городе — говор мембран, шарканье клумб и кукол.

Надо гардину зашить: ходит, шагает масоном. Как усыпительно — жить! ак целоваться — бессонно! Грязный, гремучий, в постель падает город с дороги. Нынче за долгую степь веет впервые здоровьем. Черных имен духоты не исчерпать Звезды, плацкарты, мосты, спать! В первых полутора строфах изображается Москва на закате знойного летнего дня: чтобы облегчить жару и, возможно, головную боль, поэт наматывает себе на голову мокрое полотенце «Семь холмов» — метонимическое обозначение Москвы; в нем здесь для поэта важны не идейные славянофильские ассоциации (третий Рим уподобляется первому) , а зрительные образы выпуклых округлостей: они перекликаются с такими же округлостями солнца, куполов и человеческой головы.

Купола — такая же традиционная примета Москвы; здесь, может быть, прямо имеется в виду главный купол храма Христа Спасителя, который можно было видеть из квартиры родителей Пастернака на Волхонке (отмечено А. Майер). Но здесь это прежде всего метафорическое обозначение головы — с очень просторечными ассоциациями, от выражения «ударить, стукнуть человека по ку (м) полу». Столкновение высокого и низкого стиля в одном слове — обычный прием Пастернака.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пастернака «У себя дома»