Анализ стихотворения Пастернака «Чудо»

Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы находилась в семье Пастернака под запретом, хотя он знал о том, что по вероисповеданию является не иудеем, а православным христианином.

Осознание своей причастности к православию пришло гораздо позже. Пастернак признавался, что наступило это примерно в 1910-х годах, когда он покинул Россию ради учебы в Германии. Именно здесь он осознал,

что его истинные корни имеют самое прямое отношение к христианству. Ведь Бог, к которому нередко обращался будущий поэт, помогал ему решать самые разнообразные проблемы, начиная от бытовых мелочей и заканчивая делами сердечными.

Стоит отметить, что в полно мере этого Пастернак не осознавал, поэтому в своем творчестве раннего периода практически никогда не обращался к религиозной тематике. Лишь после Великой Отечественной войны в его рукописях стали появляться стихи на библейские сюжеты. Исследователи творчества Пастернака связывают этот феномен с желанием поэта противопоставить себя советской власти.

Он никогда не был диссидентом, но постоянно протестовал, выражая несогласие с политикой партии и многими правительственными решениями, которые оставляли трагический след в судьбе его друзей-поэтов. Гонения на Ахматову, расстрел Гумилева, самоубийства Цветаевой — все эти трагические события оставили глубокий след в душе поэта. Потому неудивительно, что он обратился к теме религии, не только протестуя, но и ища в православии поддержку, а также ответы на свои многочисленные вопросы.

В 1947 году Пастернак создает стихотворение «Чудо», в котором обыгрывает малоизвестный библейский сюжет о том, как Иисус Христос наказал своевольную смоковницу. Произведение выдержано в повествовательном ключе, хотя и содержит элемент басни, так как смысл произведения открывается лишь в последних строчках. Основная же часть стихотворения посвящена путешествию Христа из Вифании в Иерусалим, которое было весьма непростым, так как путь мессии лежал через безводную пустыню. «Был воздух горяч, и камыш неподвижен, и Мертвого моря покой недвижим»,

— отмечает поэт.

Согласно притче, Иисусу на пути повстречалась смоковница, которая из-за жары отказалась плодоносить вопреки законам природу. В результате усталый путник так и не смог подкрепиться ее плодами, что вызвало у него праведный гнев. «О, как ты обидна и недаровита! Останься такой до скончания лет», — таков был вердикт Христа. С тех пор, согласно легенде, смоковница больше не дает плодов. Объясняя, что же произошло на самом деле, пастернак отмечает: «Чудо есть чудо, и чудо есть Бог». При этом автор подчеркивает, что обычно чудо застает нас врасплох, когда мы меньше всего этого ожидаем. И при этом далеко не всем удается осознать, что чудо все же свершилось, вопреки логике и законам природы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пастернака «Чудо»