Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображенный здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет

— он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е. «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Да и все стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.

В первой строфе

— это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределен свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь». Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределенности — герой видит свой путь «сквозь туман ». Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.

В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и ее вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.

Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь». Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придает повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шепот в ночи.

Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлеченно. Оно необыкновенно лирично — все, о чем говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»