Анализ стихотворения Лермонтова «Тростник»
Юного автора привлекает романтическая сущность жанра баллады — острота конфликтов, напряженность действия, эмоциональная насыщенность, преобладание мрачного колорита. После первых подражательных стихотворений появляются более самостоятельные творения — «Русалка» и «Тростник», которые датированы 1832 г.
Архаический фольклорный сюжет о чудесной дудочке, раскрывающей тайну гибели человека, лег в основу «Тростника». Исследователи затрудняются в определении точного источника, относя к нему и английский вариант народной
В лермонтовской трактовке жертвой становится молодая девушка-сирота. Безрадостная жизнь в доме мачехи, незаслуженные обиды порождали в душе бедняжки греховные мечты о смерти, «ранней могиле». Отвергнув домогательства сводного брата, обманщика и разбойника, красавица была убита жестоким «любимцем» мачехи. На месте гибели «взошел
Архаический мотив завершается обнародованием обстоятельств преступления, которое предполагает возмездие, последующее наказание убийцы. Поэт поступает иначе: героиня просит не тревожить ее скорбный покой. Показательно, что страшная тайна открывается не заинтересованному лицу — родственнику или старейшине, а случайному равнодушному человеку. Ничто не поможет жертве: бесполезны публичное оглашение деталей трагедии, месть злодею, сочувствие и утешение. Лирический монолог героини оканчивается скорбными и скептическими нотами.
Жанр баллады в творчестве Лермонтова приобретает емкость и многозначность, выражая сложные переживания и вбирая в себя множество второстепенных, но важных мотивов. Несчастное сиротство и робкая попытка богоборчества, беззащитность и губительность красоты, упрек в безразличии — эти темы проявляются в безыскусной и наивной, но искренней и страстной песне девушки-тростинки.
Поэт прибегает к упрощенной строфике, отказываясь от изысканных тропов и ритмических новаций. «Тростник» предвосхищает идейно-стилевые особенности баллад зрелого периода.