Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»
Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками – французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам исповеди, писем, дневников, отличающихся субъективизмом и эгоцентризмом.
В ранней
Для Лермонтова не характерно гармоничное ощущение смены поколений, природного круговорота, способное несколько смягчить трагизм физической кончины. Смерть для него – «бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности» и роковая тайна, разгадка которой ему не слишком интересна. Гибель тела, оболочки не так волнует Михаила Юрьевича, как исчезновение духовного «я», что нашло отражение и в стихотворении «1830. Маия. 16 число». Как правило, в лермонтовской лирике смерть предстает в неразрывной связке с любовью.
В рассматриваемом тексте поэт отказывается от этой пары. Зато появляется мотив противостояния художника толпе, характерный для всего творчества Михаила Юрьевича. Кроме того, затрагивается тема вечного покоя, часто встречающаяся в лермонтовской поэзии. Как правило, вечный покой лирический герой обретает, войдя в последнюю дверь. В стихотворении «1830. Маия. 16 число» Михаил Юрьевич отказывает ему в этом. В финале герой пророчествует – по его мнению, покоя ему не видать в загробном мире, как не видел он покоя при жизни.