Анализ стихотворения Карамзина «Меланхолия»
Пожалуй, одно из самых сложных и впечатляющих стихотворений Карамзина – его знаменитая «Меланхолия», вольный перевод отрывка из поэмы Делиля «Воображение». Поэт избрал для темы лирического произведения те самые «оттенки, переливы чувства». Именно в движении чувства, в его изменчивости и противоречивости он попытался обнаружить истинную его глубину и подлинность:
О Меланхолия! нежнейший перелив
От скорби и тоски к утехам наслажденья!
Веселья нет еще, и нет уже мученья;
Отчаянье прошло… Но слезы осушив,
Ты
И матери своей, печали, вид имеешь.
Поэт убежден, что постигнуть всю глубину переживания человек может, только находясь «в уединении с собой»:
Бежишь, скрываешься от блеска и людей,
И сумерки тебе милее ясных дней.
Безмолвие любя, ты слушаешь унылый
Шум листьев, горных вод, шум ветров и морей.
Тебе приятен лес, тебе пустыни милы;
В уединении ты более с собой.
Поэт графически курсивом (то есть особым шрифтом) выделил строку об уединении, о полной погруженности в переживаемое чувство. Пройдет совсем немного времени, и в произведениях Жуковского
Поэзия сентиментализма выдвинула на первый план еще одну психологически значимую ситуацию: человек способен понять себя лишь на лоне природы и в согласии с ней. Именно она открывает человеку истинное его душевное состояние:
Природа мрачная твой нежный взор пленяет:
Она как будто бы печалится с тобой.
Когда светило дня на небе угасает,
В задумчивости ты взираешь на него.
Не шумные весны любезная веселость,
Не лета пышного роскошный блеск и зрелость
Для грусти твоея приятнее всего,
Но осень бледная, когда, изнемогая
И томною рукой венок свой обрывая
Она кончины ждет. Пусть веселится свет
И счастье грубое в рассеянии новом
Старается найти: тебе в нем нужды нет.
И, наконец, еще один, заключительный, поворот в развитии темы. Собственно, это одновременно и финал, и кульминация (композиционно стихотворение иногда может быть построено и так):
Там музыка гремит, в огнях пылает дом;
Блистают красотой, алмазами, умом:
Там пиршество… но ты не видишь, не внимаешь
И голову свою на руку опускаешь;
Веселие твое – задумавшись, молчать
И на прошедшее взор нежный обращать.
Финалы стихотворений Карамзина, как правило, звучат грустно и умиротворенно. Здесь же – всплеск эмоций, напряженное лирическое одушевление. В его основании лежит антитеза (греческое слово antithesis – противоречие): противопоставление блеска огней, грома пиршественной музыки и задумчивой тишины, меланхолической самоуглубленности лирического героя.
Тишина – естественное и лучшее состояние души человека. Это мы встречаем у поэтов-сентименталистов, и это перейдет от них к поэтам-романтикам. «Тихий» окажется самым частым и любимым поэтическим эпитетом Жуковского. Прекрасный рисовальщик, Жуковский будет постоянно на листах бумаги набрасывать тихий вечерний пейзаж с уснувшим прудом и ивой, опустившей над водою свои ветви. Он любил тишину и доверял только ей. Как важно почаще вспоминать об этом в наше донельзя шумное время! Карамзин предваряет Жуковского даже в выборе любимого эпитета.
«Меланхолия» вошла в историю русской литературы как удачный опыт медитативной элегии – ведущего жанра, прокладывающего мостик из поэзии XVIII века в поэзию века XIX. Начинания Карамзина продолжат М. Н. Муравьев и особенно Жуковский в своих замечательных элегических опытах.