Анализ стихотворения Карамзина «Берег»
Уже завершая поэтический путь, Карамзин написал стихотворение «Берег». Оно необычно и по ритмической форме, и по мажорному лирическому настрою. Поэт был более склонен к тихой печали и меланхолии. Это же стихотворение – бодрое и энергетичное, несмотря на драматизм содержания.
Берег
После бури и волненья,
Всех опасностей пути,
Мореходцам нет сомненья
В пристань мирную войти.
Пусть она и неизвестна!
Пусть ее на карте нет!
Мысль, надежда им прелестна
Там избавиться от бед.
Если%MINIFYHTML492bbf6dffc5c7e56f47734250f04bbd1%ж взором открывают
На брегу друзей, родных,
О блаженство! – восклицают
И летят в объятья их.
Жизнь! ты море и волненье!
Смерть! ты пристань и покой!
Будет там соединенье
Разлученных здесь волной.
Вижу, вижу... вы маните
Нас к таинственным брегам!..
Тени милые! храните
Место подле вас друзьям.
Бодрое мелодическое звучание стиха возникает главным образом благодаря восходящему ритму строк. Это значит, что ударные слоги сконцентрированы преимущественно в последних стопах строчек. Восходящая мелодическая интонация способствует ощущению радостного
Перед нами – еще одно поэтическое открытие Карамзина. В «Береге» элегический грустный мотив претворен в анакреонтическую жизнеутверждающую форму. «Анакреонтические» стихи писал, как помним, еще Ломоносов. Но у него изображенные предмет или чувство были строго заданы «высоким» жанром: слишком монолитные и потому условные. У Карамзина несколько иначе. В пределах одного произведения видим два разных начала, соединенных в образ-символ берега. Берег – граница бытия и небытия. Он одновременно и волненье жизни, и покой последней пристани. Через два десятилетия в поэзии К. Н. Батюшкова и Пушкина найдем замечательное развитие этого образа-символа.