Анализ стихотворения Гудзенко «Мое поколение»

Стихотворение «Мое поколение» было написано С. Гудзен­ко в 1945 году Впоследствии оно стало песней.

Лирический герой этого стихотворения — юный мальчиш­ка, не успевший ничего испытать в жизни. И этот образ явля­ется обобщенным, это человек своего поколения, чья юность совпала с войной и стала испытанием воли, мужества, стой­кости духа.

«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели», — строчки эти звучат громко, уверенно, бескомпромиссно. Сло­ва эти, повторяющиеся в стихотворении трижды, становятся лейтмотивом произведения,

проясняя внутренний облик лирического героя и всего его поколения, юных мальчишек в порыжевших шинелях, зачастую скрывающих свои чувства за нарочитой резкостью, грубоватостью. Война вырвала их из настоящего времени, оставив лишь мечты о будущем:

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя — только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны, все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

Однако возвратиться суждено не всем. И эта утрата, по мысли поэта, невосполнима,

этому горю ничем невозможно помочь. Погибшие воины навсегда останутся в нашей памя­ти. Их трагическая судьба навеки сплетена с судьбой целого поколения фронтовиков:

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная, и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, — это наша судьба, это с ней мы ругались и пели, подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Настойчиво звучит в стихотворении мотив до конца ис­полненного долга. Лирический герой обращается к другу, ро­веснику, мечтая воплотить все несбывшееся, все то, что не ус­пел в жизни:

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем — все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («голубые цветы», «суровую правду»), сравнение («Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты»), противопоставление («На живых порыжели от крови и глины шинели, на могилах у мертвых расцвели го­лубые цветы»), фразеологизм («нам досталась на долю»), ряд однородных членов и многосоюзие («У погодков моих ни сти­хов, ни любви, ни покоя»), риторический вопрос («Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?»), метафору («Сердца на это не хватит»), анафору («Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется? Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?»)



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Гудзенко «Мое поколение»