Анализ стихотворения Григорьева «Пришли к нам четыре кошки»
Небольшое произведение было создано в счастливейшее лето 1911 г. когда молодая поэтесса гостила в Крыму у Максимилиана Волошина. Двух творческих людей связывали дружеские отношения, и Цветаева очень дорожила ими, считая Волошина, «дорогого Макса», своим наставником — деликатным, терпеливым и внимательным. В произведении, написанном на смерть старшего товарища, его образ получает наименование «вожатого душ», который даровал «подъем», бесценную моральную помощь окружающим людям. Посвящение Волошину предваряет и анализируемый
Заглавие стихотворения выводит на первый план образ кошек, аллегорическая природа которого несомненна. Интересно, что в тексте лексема «кошки» не употребляется, зато в последней строке всех трех строф встречается словосочетание «кошачье сердце». Его обладатели названы нарочито неясно — «они», неопределенная группа людей.
Какими свойствами обладают те, чья суть сродни кошачьей натуре? Они непостоянны, стремятся избегать трудностей и серьезных обязательств, не любят ситуаций, когда требуется поддержка. Непригодность к «домашней роли» объясняется особенностями ценностных установок,
На другом полюсе своеобразной шкалы нравственности находится «мы», в которое включены героиня и лирический адресат-поэт. Автор не дает прямых оценок качествам представителей «своей» группы: предполагается, что читатель домыслит их самостоятельно, руководствуясь принципами изображения через отрицание. Однако некоторые намеки на психологический портрет все же присутствуют. Ясно выражено стремление к общению с обладателями кошачьих сердец, хотя и отсутствуют причины, мотивирующие такое поведение. Приголубить, приручить, одомашнить — таковы желания лирического «мы». Обозначена и самокритичная эмоциональная реакция на собственные попытки, заведомо обреченные на неудачу, — «смешно», нелепо, бессмысленно.
Определения, разбросанные по тексту, позволяют смоделировать антитезу, компонентами которой выступают эгоистическое и альтруистическое начала. Носителями первого являются «они», свободолюбивые себялюбцы, второго — «мы», представители братства поэтов, бескорыстные в своей доброте и любви.