Анализ стихотворения Фета «Я болен, Офелия, милый мой друг!»
Шекспировский «Гамлет» — одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского и получивший название «К Офелии». В него вошли десять стихотворений, созданных в период с 1842 по 1847. Последнее произведение в серии – «Я болен, Офелия, мой друг…». В финале стихотворения происходит сближение образов – наряду с героиней «Гамлета» упоминается Дездемона, главный женский персонаж пьесы «Отелло».
Ключевой
Образ Офелии пользовался большой популярностью у русских символистов. Зачастую с его помощью поэты противопоставляли не слишком привлекательную реальность миру духовному. Нередко осмыслялся он с оглядкой на творчество Фета. Например, Брюсов взял эпиграф для своего стихотворения «Офелия» из произведения Афанасия Афанасиевича «Офелия гибла и пела…». Не только символисты вдохновлялись фетовской лирикой. У Пастернака в сборнике «Сестра моя – жизнь» (1917) есть стихотворение «Уроки английского». В нем главенствуют два женских образа из шекспировских пьес – Офелия и Дездемона. Кроме того, Борис Леонидович упоминает пение и плакучие ивы. В стихотворении Фета, несомненно, ключевая героиня – невеста Гамлета. Пастернак Офелию и Дездемону уравнивает, посвящая каждой из них по две строфы. В произведении Афанасия Афанасиевича возлюбленную принца Датского просят спеть о ветре. У Бориса Леонидовича ветер превращается в бурю: …Всю сушь души взмело и свеяло, Как в бурю стебли с сеновала.
В русской поэзии именно Фету принадлежат самые проникновенные строки, посвященные Офелии. Некоторые исследователи его творчества видят в этом мрачное предчувствие – в 1850 году трагически погибла возлюбленная поэта Мария Лазич.