Анализ стихотворения Евтушенко «Нежность»
Евгений Александрович Евтушенко — один из популярнейших и широко известных современных поэтов — родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.
Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между
В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое
Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко — повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).
Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д. Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».
Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.
Ладно, плюйте, плюйте, плюйте —
Все же радость задарма,
Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра!
Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.
Он может исследовать судьбу одинокой женщины:
Она сказала: — Он уже уснул, —
Задернув полог над кроваткой сына,
И верхний свет неловко погасила,
И, съежившись, халат упал на стул.
Мы с ней не говорили о любви.
Или целую эпоху:
Как во стольной во Москве, белокаменной,
Вор по улице бежит с булкой маковой,
Не страшит его сегодня самосуд:
Не до булок — Стеньку Разина везут!
Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:
Прет купец, треша с гороха,
Мчатся вскачь два скомороха,
Стеньку Разина везут!
Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:
Мы женщину сместили,
Унизили до равенства с мужчиной!
Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:
И ты — стреляешь. И такое чувство,
Когда стреляешь, будто это чудо Ты можешь сохранить, его убив.
Так нас кидает бешеная тяга И к вам, холсты и глина, и бумага:
Чтоб сохранить природы торжество.
Рисуем, лепим или воспеваем.
Порою мы природу убиваем,
И от потуг бессильных мы в поту.
В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!
Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:
Есенин, милый, изменилась Русь.
Но говорить, что к лучшему — не стану.
А говорить, что к худшему — боюсь.