Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача»
В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его младшей сестры. Значительную часть этого времени поэт предпочел провести вне домашних стен. В частности, он помогал отцу с сенокосом. Кроме того, Сергей Александрович два дня пробыл вместе с рыбацкой артелью. С ней Есенин отправился за уловом километров за пятнадцать от Константиново. После окончания поездки с рыбаками на свет появилось стихотворение «Каждый труд благослови, удача. », впервые напечатанное в номере
В тексте выражена большая симпатия по отношению к тем, кто занимается физическим трудом. Людей, «опростевших сердцем», лирический герой считает светлыми, то есть чистыми душой, искренними, откровенными. Подобные мысли встречаются и в другом стихотворении Есенина, сочиненном под впечатлением от вышеупомянутой поездки в Константиново, – «Я иду долиной. На затылке кепи. ». Там герой так же искренне прославляет крестьян, занятых на полевых работах. Согласно мировоззрению Сергея Александровича, труд деревенских жителей не просто облагораживает их души, но и позволяет
Пейзаж в стихотворении предстает перед читателями не в виде конкретного описания неких явлений. Трудно назвать подробности картины, которую наблюдает лирический герой. Все, что касается природы, передано через его эмоциональное восприятие. Героя переполняют радостные чувства, он преисполнен восхищения. Соответственно, из-под пера поэта появляются яркие художественные образы: «омут розовых туманов», «призрачная гладь». Общее настроение меняется в последних двух строфах. Лирический герой стихотворения осознает, что оторвался от корней, стал далек от настоящей деревенской жизни. Он называет себя всего лишь «праздным соглядатаем».
Вместе с ним грустит природа: «поднявшись над болотом, в душу плачут чибис и кулик». Финал также соотносится с упомянутым выше стихотворением «Я иду долиной. На затылке кепи». Только там лирический герой, осознавший, что физический труд важнее творчества, берется за косу с целью доказать односельчанам – не окончательно он удалился от простой жизни.
Есенин часто искал спасения в Константиново – сбегал оттуда от суровой городской реальности, проходил своеобразный ритуал духовного очищения. Припадая к корням, он словно вновь обретал себя.