Анализ стихотворения Державина «Река времен в своем стремленье»

К концу XVIII века Державин достиг многого: он был сенатором, министром, спорил с царями. Но много было министров, сенаторов, статс-секретарей, а он все же был один — поэт Державин. Как-то само собой получилось, что все признали в нем гения. Конечно, Державин был прежде всего царедворец, карьерист. В его глазах орден был поважнее оды. Но с годами он понял, что именно в литературе — ключ к его бессмертию. А этого всегда желала его гордая, честолюбивая душа.

Не случайно он переложил с латыни на русский язык «Памятник». Он думал, что именно его

стихи станут вечным памятником ему… Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому. Летом 1816 года в любимой Званке, своем имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично

— на аспидной доске. Для справки. Аспидная доска — доска из минерала черного цвета, на которой пишут грифелем. За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее формулу на грифельной

доске: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы. Восприятие, истолкование, оценка Философское произведение «Река времен в своем стремленьи» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни.

Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет

значения. На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг. «Вечные» философские проблемы выведены автором в подтекст произведения. Стихотворение пронизано пессимистическим чувством. Его автор — человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни. Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор (река времен, пропасть забвенья, жерло вечности) и фонетической организацией (повтор [р] определяет напряженную тональность восьмистишия; последовательность ударных гласных в третьей и предпоследней строках (о — о-ээ-о-о)).

В стихотворении 2 образа: образы времени и вечности. И время, и история в стихотворении Державина имеют конец и не предполагают ни торжества прогресса, ни установления гармонии: слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло близки по значению «гибель», «утрата», «конец», «небытие». Распространенность этих признаков на «все дела людей»

В первом четверостишии используются глаголы несовершенного вида, обозначающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Во втором четверостишии совершенный вид, придающий глаголам значение предела, служит своеобразной метафорой конца мировой истории. Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянного сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется).

Если в бытовом языковом сознании вечность обычно сводится к временной длительности, не имеющей ни начала, ни конца, то Державин, говоря о вечности, избегает конкретных временных характеристик и измерений. С одной стороны, вечность у него динамична (пожрется), с другой, в соответствии с поэтической традицией XVIII в., она сближается с Хаосом, который для античных философов и поэтов и воплощался в образе бездны. Непостижимость вечности в стихотворении Державина находит отражение в отказе от ее развернутой образной характеристики. Если образ истории (времени) строится на основе цепочки тесно связанных друг с другом метафор и детализируется (время — река с бурным течением, несущаяся к «пропасти забвенья»), то вечность в тексте имеет только один образный признак — все пожирающее жерло.

Многозначным в последней строке оказывается слово судьба: с одной стороны, оно имеет здесь значение «участь, удел», с другой — реализует значение «непреложный закон», Вывод В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяний людей, и подведение итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Державина «Река времен в своем стремленье»