Анализ стихотворения Державина «Лебедь»
Стихотворение «Лебедь» 1804 года — одно из поздних стихотворений Державина.
Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.
Внутренне оно перекликается с «Памятником». «Лебедь» создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится еще более динамичная жизнь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь
Размышляя о жизни и смерти, поэт обращается к чудесной метафоре.
Державин заметил, что в старости человек становится седым, его тело сжимается, теряет
вес. Кожа становится похожа на птичью (есть такой вид старости — «божий одуванчик»: белая голова, легкое бесплотное тело. И это, по мысли автора, не предвестие близкой кончины. а превращения в прекрасного лебедя.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полета.
Лечу, парю — и под собою Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Душа поэта и душа России, со всеми населяющими ее народами, едины. Эта такая связь, которая не оборвется вместе с уходом поэта из жизни. Даже больше, поэт, для которого при жизни общее счастье было намного дороже личного, после смерти сам будет той живой связью, которая соединяет Россию и ее народы с Богом. Благодаря ему, связь России и Бога окрепнет.
Вспомним не только «Памятник», но также и стихотворение Державина «Кузнечик» — яркий пример анакреонтической лирики, то есть поэзии беспечного, веселого бытия, где герой и мир едины, где не существует разницы между мгновением и вечностью, где нет места для печали и забот, а ничтожное насекомое, благодаря чистоте своей души, в чем-то подобно Богу. Так и здесь, только герой — не кузнечик, а пиит, полностью исполнивший свое высокое предназначение. Сознание выполненного долга для него — духовная опора перед уходом в Вечность.
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
«Лебедь» — это редкое по красоте стихотворение, в котором с необычайной силой воплощена вера в божественную природу мира и человека.