Анализ стихотворения Державина «Лебедь»

Стихотворение «Лебедь» 1804 года — одно из поздних стихотворений Державина.

Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь,

С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь в воздух поднимусь.

Внутренне оно перекликается с «Памятником». «Лебедь» создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится еще более динамичная жизнь.

В двояком образе нетленный,

Не задержусь в вратах мытарств;

Над завистью

превознесенный Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен,

Но, будучи любимец муз,

Другим вельможам я не равен,

И самой смертью предпочтусь

Размышляя о жизни и смерти, поэт обращается к чудесной метафоре.

Державин заметил, что в старости человек становится седым, его тело сжимается, теряет

вес. Кожа становится похожа на птичью (есть такой вид старости — «божий одуванчик»: белая голова, легкое бесплотное тело. И это, по мысли автора, не предвестие близкой кончины. а превращения в прекрасного лебедя.

Не заключит меня гробница,

Средь звезд не превращусь я в прах,

Но,

будто некая цевница,

С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната Вкруг стан обтягивает мой;

Пух на груди, спина крылата,

Лебяжьей лоснюсь белизной.

За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полета.

Лечу, парю — и под собою Моря, лес, мир вижу весь;

Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга,

От Белых до Каспийских вод Народы, света полукруга,

Составившие россов род.

Со временем о мне узнают:

Славяне, гунны, скифы, чудь,

И все, что бранью днесь пылают,

Покажут перстом — и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру,

ЯзЫком сердца говорил И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

Душа поэта и душа России, со всеми населяющими ее народами, едины. Эта такая связь, которая не оборвется вместе с уходом поэта из жизни. Даже больше, поэт, для которого при жизни общее счастье было намного дороже личного, после смерти сам будет той живой связью, которая соединяет Россию и ее народы с Богом. Благодаря ему, связь России и Бога окрепнет.

Вспомним не только «Памятник», но также и стихотворение Державина «Кузнечик» — яркий пример анакреонтической лирики, то есть поэзии беспечного, веселого бытия, где герой и мир едины, где не существует разницы между мгновением и вечностью, где нет места для печали и забот, а ничтожное насекомое, благодаря чистоте своей души, в чем-то подобно Богу. Так и здесь, только герой — не кузнечик, а пиит, полностью исполнивший свое высокое предназначение. Сознание выполненного долга для него — духовная опора перед уходом в Вечность.

Прочь с пышным, славным погребеньем,

Друзья мои! Хор муз, не пой!

Супруга! Облекись терпеньем!

Над мнимым мертвецом не вой.

«Лебедь» — это редкое по красоте стихотворение, в котором с необычайной силой воплощена вера в божественную природу мира и человека.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Державина «Лебедь»