Анализ стихотворения Державина «Ключ»
В » Ключе » впервые в русской поэзии природа выступила как самостоятельный объект изображения, самостоятельная эстетическая ценность и вместе с тем как источник поэтического вдохновения.
Правда, начинается » Ключ » с олицетворения в античном духе, но дальше поэт развернул серию великолепных предромантических картин вполне реального Гребеневского ключа в том виде, как он выглядит в разное время суток.
Особо интересна 7-я строфа, в которой Державин, по верному замечанию советского исследователя А. В. Западова, «наметил не
Античная аллегория осталась нереализованной, однако «античный зачин» дал соответствующую форму стихотворению. » Ключ » написан пятистишнными строфами с рифмовкой АбАбЖ. Последний, пятый стих в строфе — белый, нерифмованный, что на «языке» державинской поэтики является приметой древнего (в частности, античного) образного строя и одновременно вдохновения.
В таком значении этот прием, чрезвычайно характерный для зрелого Державина, впервые использован именно в » Ключе «, — и он придает стихотворению резко индивидуализированную форму