Анализ стихотворения Бунина «Ковыль»

Написанное в раннюю пору творчества Бунина (1894), стихотворение поражает зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, чувством родной истории и литературы, богатством лексики. Ф. А. Степун в статье к собранию сочинений А. И. Бунина (Париж, 1929) справедливо замечает: «Чем пристальнее вчитываешься в стихи Бунина, тем глубже ощущаешь… их пронзительную лиричность и глубокую философичность… » При чтении стихотворения в нашем сознании возникают образы степи и ковыля, «старого и сонливого»; ветра, который «качает, клонит и качает»

ковыль, колышет вежи (палатки, кочевые шатры) половецкие и «бежит-звенит старинной былью». Прошлое и настоящее как бы сошлись в художественном времени и пространстве стихотворения. Отсюда и вопрос: Не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон? Эпиграф взят из «Слова о полку Игореве» и почти повторен в первой строке стихотворения. Этот вопрос, ответом на который является все стихотворение. В нем мы угадываем бунинское чувство памяти, истории, природы, ощущение прежних и новых «великих бед». Тема стихотворения — тема родной земли, раздумья о прошлых битвах в «темном поле», о тех полках, память
о которых осталась в русских душах, в русской истории, о русских реках и дорогах («А путь бежит»), о неумолимости времени. Смысл заглавия: Ковыль — как образ степи, ее красоты, ветра, шепчущихся сухих трав, связи времен. Обращаем внимание на повторяющиеся, как в русском фольклоре, глаголы: шумит-звенит, бежит-звенит; на обращение-восклицание: «Гей, отзовись, степной орел седой! «; на необычные эпитеты: «бледный день», «рассвет ненастный», «серая мгла», «степи безбрежной», «задумчивые, тоскующие поля», «ветер буйный и тоскливый». Но суть не только в эмоциональности и яркости образов, а в этой общей картине степи, воли, памяти о прошлом и ненастного дня сегодня. Тема родной земли, ее истории, природы, жизни, прошлого и настоящего сказалась на поэтике стихотворения. Бросается в глаза обилие вопросов, начиная с эпиграфа. Их в первой и во второй частях стихотворения — семь. В них глубокая философичность, раздумье, поэтому и тон стихотворения медленный, неторопливый, настраивающий на размышление. Этой же цели служат умолчания — их пять в стихотворении (например: «А путь бежит… «). Ощущение своеобразного «расширения времени» в стихотворении возникает сразу — при чтении эпиграфа и затем строк о ветре. Вместе с поэтом мы осмысливаем связь прошлого и настоящего, образы ратного стана, половецких шатров, и вторая часть как бы соединяет прошлое и настоящее образами шляха, Дона, ветра и орла…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бунина «Ковыль»