Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница»
В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» (в переводе с латинского языка – «Третья стража»). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях.
Сборник включает в себя несколько разделов. Один из них – «Близким». В него вошел сонет «К портрету
По замечанию Валерия Яковлевича, «буйный век глумился» над гением. Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом, «создателем вещих книг», сравнивает
Максимилиан Волошин (1877-1932), лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к «учителям мудрости». Речь идет о «Данте» и «К портрету Лейбница». По мнению Волошина, Валерий Яковлевич не сумел найти ни четких и ярких слов для характеристики этих великих людей, ни настоящего пафоса. Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал «одами школяра-схоластика на заданную тему».
Нелестные высказывания о «Данте» и «К портрету Лейбница» принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду (1872-1928), наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. По его словам, характеристика, данная Брюсовым чужой гениальности, не проникновенна и не метка. Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился «элементарно и бледно».