Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания»
В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг. Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо и акростихи, дифирамбы и октавы, романтические поэмы и буколики, оды и триолеты. В итоге получается настоящее пиршество формы, при этом содержание
Название отсылает к одноименной православной иконе. На ней Христос предстает до прихода к людям, в виде безбородого юноши. За спиной расположены опущенные крылья. Руки сложены и прижаты к груди как при совершении причастия, наблюдается принципиальное отсутствие книги или свитка. На нимбе место креста занимает восьмиконечная звезда. Традиция подобного изображения Христа на Руси появилась
Валерий Николаевич к православию всегда относился без особого энтузиазма. Его больше интересовали спиритические сеансы, оккультизм и мистические опыты. Андрей Белый именовал Брюсова «застывшим магом в венце из звезд», Вячеслав Иванов – «волшебником бледным», Александр Рославлев – упорным мудрецом, вкушающим в ночной тиши «яды вещих книг». В иконе «Ангел Благого молчания» поэта в последнюю очередь прельщали вопросы православия и образ Христа. В его стихотворении нашел отражение важный для символизма мотив – мотив великой Тишины, дарящей сопричастность тайне. Он также встречается в драматургии Мориса Метерлинка, творчестве Мережковского, Бальмонта и других.