Анализ стихотворения Бродского «Теперь все чаще чувствую усталость»
«Теперь все чаще чувствую усталость» — стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского — русского поэта-романтика девятнадцатого столетия. В связи этой нет ничего удивительного. Иосиф Александрович не раз называл Евгения Абрамовича одним из любимых героев своих историко-поэтических рефлексий. Исследователи выделяют два типа творческих перекличек: тематические и прямое цитирование. «Теперь все чаще чувствую усталость»
В стихотворениях Иосифа Александровича теме души отведено значительное место. Она преподносится в качестве важнейшей составляющей части образа лирического героя. В произведении «Теперь все чаще чувствую усталость» душа предстает перед читателями как бессмертное духовное существо. В том же значении образ используется в других ранних стихотворениях поэта — «Стансы». «Большая элегия Джону Донну». «Элегия».
«Теперь все чаще чувствую усталость» — монолог без ответа, обращение лирического героя к душе. В стихотворении душа и «Я» существуют в соответствии с разными законами. В самом начале лирический герой говорит об усталости, становящейся для него постоянным состоянием. «Я» выступает в роли символа прикованности к земле, подневольности. Душа, напротив, свободна. Она живет в полную силу. Бродский представляет ее в образе птицы, традиционном для поэзии, берущем свое начало еще в первобытной культуре и занимающем важное место в религиозной традиции. «Я» призывает улетевшую душу вернуться, но она выбирает свободу.
Можно значительно расширить трактовку «Теперь все чаще чувствую усталость». Для этого рассмотрим оппозицию души и «Я» как противопоставление творчества стихотворца и существования простого человека. Тогда полет души воспринимается в качестве полета фантазии, а «Я» олицетворяет прозаическое видение жизни обывателем.