Анализ стихотворения Бродского «Роттердамский дневник»

Стихотворение «Роттердамский дневник» относится к 1973 году. Создавалось оно в старинном голландском городе Роттердаме. Евгений Рейн в статье «Мой экземпляр «Урании»», отмечал, что строки «…мы пьем вино при крупных летних звездах» Бродский сопроводил следующим пояснением: «Васко Попа и я». Из этого краткого комментария сделан вывод: «Роттердамский дневник» написан Иосифом Александровичем во время пребывания на Роттердамском поэтическом форуме. Именно там Бродский мог познакомиться с Васко Попа (1922-91) — сербским

поэтом румынского происхождения, не слишком известным российскому читателю.

Первая часть стихотворения посвящена одному из самых трагических событий в истории нидерландского города — масштабной бомбардировке. Люфтваффе совершили авиационный налет четырнадцатого мая 1940 года. Он был этапом голландской операции. В общей сложности немецко-фашистские войска скинули на Роттердам порядка ста тонн бомб. Значительное их количество попало на центр города, число погибших жителей — около тысячи. Нападение на Роттердам стало завершающей частью голландской операции. После бомбардировки города нидерландские

власти подписали акт о капитуляции.

Для Люфтваффе Бродский подбирает необычное, но весьма точное сравнение. Деятельность германских военно-воздушных сил во время Второй мировой войны поэт сравнивает с плодами творчества Ле Корбюзье (1887-1965) — французского архитектора швейцарского происхождения. Общее у них действительно есть: они кардинальным образом изменили облик европейских стран. Люфтваффе разрушали культурные памятники при бомбардировках, избавляясь от многовекового наследия. Ле Корбюзье создавал новые дома с «прозрачными» фасадами, просматриваемыми насквозь, свободными пространствами этажей, плоскими крышами-террасами. Фирменные приемы архитектора уже давно считаются неотъемлемыми частями современного строительства.

В финальной части стихотворения возникает примечательный мотив инвалидности:
Как время ни целебно, но культя,
не видя средств отличия от цели,
саднит.
Некоторые исследователи творчества Бродского связывают эти строки с важным событием — в 1972 году поэт навсегда покинул Советский Союз по настоянию властей. В свете подобных рассуждений культя становится символом отрезанной части жизни, порождающей ощущение пустоты в душе лирического героя.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бродского «Роттердамский дневник»