Анализ стихотворения Бродского «Почти элегия»
«Почти элегия». Бродский — виртуозный мастер реминисценций. В данном стихотворении реминисценции переплетаются, рождая разветвляющийся образ: …Куда-то навсегда ушло все это. Спряталось. Однако смотрю в окно и, написав «куда», не ставлю вопросительного знака. Теперь сентябрь. Передо мною — сад. Далекий гром закладывает уши. В густой листве налившиеся груши, Как мужеские признаки, висят. И только ливень в дремлющий мой ум, Как в кухню дальних родственников — скаред — Мой слух об эту пору пропускает: Не музыку еще, уже не шум. Здесь есть и отголоски арии Ленского из оперы на пушкинский сюжет, и строка из стихотворения Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская», и эта же строчка, но уже взятая А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к стихотворению «Осень», и само это стихотворение, о вообще образ осени — поэтической и реальной. Цитаты и реминисценции создают особую образную структуру этого стихотворения: возникает некий диалог с культурным пространством.