Анализ стихотворения Бродского «Это было плаванье сквозь туман»
Морская тематика занимает важное место в творчестве Бродского. Она нашла отражение в большом количестве стихотворных произведений, среди которых — «Колыбельная Трескового мыса», «Новый Жюль Верн», «Письмо в бутылке», «Ломтик медового месяца», «Твой локон не свивается в кольцо». Тексты, где появляется морской мотив, можно условно разделить на две группы. В стихотворениях первой группы море зачастую описывается наблюдателем, находящимся на берегу. Получается, читателям дается взгляд со стороны. В произведениях, входящих
…если вообще это было судном,
а не сгустком тумана…
Лирика на морскую тематику Бродского нередко рассматривается литературоведами с оглядкой на творчество английского поэта, представителя барокко Джона Донна. Корабль у него часто служит метафорой человека. Кроме того, кораблекрушение иногда представляется в его лирике событием эсхатологическим, а описание шторма порой напоминает изображение возвращения к первобытному хаосу. Также не стоит забывать о мифологии, порожденной двадцатым столетием. Самый известный корабль прошлого века — без сомнения, «Титаник». Его гибель — катастрофа, о которой слышал любой цивилизованный человек. Тонущее судно, представляющее собой метафору всей современной культуры, — весьма распространенный в искусстве образ. В стихотворении «Это было плаванье сквозь туман» лирический герой воспринимает апокалипсис как гибнущий корабль, уходящий в Ничто. Впрочем, как это характерно для всего творчества Бродского, об однозначной трактовке текста говорить не стоит. Поэзия Иосифа Александровича настолько философски глубока, настолько многогранна, что было бы глупо сводить смысл рассматриваемого произведения к паре-тройке тезисов.