Анализ стихотворения Блока «Второе крещенье»
Цикл «Снежная маска», созданный буквально за несколько зимних недель 1906/07 гг. и состоящий из тридцати произведений, Блок посвятил актрисе театра Комиссаржевской Наталье Волоховой. Поэт познакомился с красавицей-артисткой в октябре 1906 года, во время постановки «Балаганчика». В адресованных ей стихотворениях можно заметить сюжеты сказок Андерсена, «дионисийские» образы Вячеслава Иванова, мотивы славянской народной демонологии, аллюзии на творчество Афанасия Фета. Сама же героиня предстает перед читателями в демоническом виде,
«Второе крещение» — программное произведение цикла «Снежная маска». Его главной темой становится вторжение стихий в духовный мир человека, размывающих порог между добром и злом. Об этом поэт сообщает в первых двух строках:
Открыли дверь мою метели,
Застыла горница моя…
В предшествующих «Второму крещению» стихотворениях цикла лирический герой встречался с героиней, представляющей собой мир стихии, во вьюжном пространстве. Как замечено выше, в рассматриваемом произведении ситуация кардинально меняется. Исчезает последняя граница, отделявшая
Второе крещение — понятие религиозное. В христианстве им обозначается отступничество от истинной православной веры. По мнению ряда современных исследователей, идею второго крещения Блок мог позаимствовать у секты хлыстов, деятельностью которой поэт интересовался. Александр Александрович прекрасно осознавал свою измену христианству. Поэтому второе крещение становится одновременно символом ужаса душевного падения и мистического восторга душевного взлета. Напрашиваются сравнения с метельной стихией, когда погружение в бездну становится полетом в небеса.
Писатель Даниил Андреев назвал цикл «Снежная маска» шедевром из шедевров. При этом он отметил, что в серии стихотворений с огромной художественной силой говорится о желании быть проклятым, духовно погибшим. Фактически речь идет о своеобразном духовном самоубийстве.