Анализ стихотворения Блока «Дым от костра струею сизой»
Впервые стихотворение «Дым от костра струею сизой…» напечатал альманах «На рассвете» в 1910 году. Изначально произведение имело заглавие – «Романс». Впоследствии Блок решил его убрать. Зато в окончательной редакции появился эпиграф. Он взят из знаменитого и по сей день городского романса «Побудь со мною», в качестве автора музыки и слов к которому выступает Николай Зубов (1867-1906?). Посвящена композиция русской эстрадной исполнительнице Анастасии Вяльцевой (1871-1913). У публики начала двадцатого столетия песня получила популярность
Музыкальность произведению Александра Александровича придается посредством использования различных видов повторов, кольцевой композиции, инверсий. Образ дымящегося костра призван создавать ассоциации с кочевой цыганской романтикой, со свободой, с ночами в чистом поле. Через несколько лет после сочинения рассматриваемого текста в записной книжке Блока появились примечательные строки: «…Душа моя
В стихотворении переплетены две темы. Первая – любовная. Она заявлена еще посредством эпиграфа. «Побудь со мною» заканчивается хорошо: «Восторг любви нас ждет с тобою…». Блок от счастливого финала отказывается. Любовь способна принести лирическому герою и дорогой его сердцу женщине только печаль. Поэтому на первый план выдвигается мотив расставания. В романсе Зубова тема любви раскрывается напрямую. У Александра Александровича – при помощи символов. В частности, речь идет о нескольких упоминаниях красного цвета, считающегося символом любви, страсти: «бархат алый алой ризой», «крестом багряным», «алый круг». Вторая важная для блоковского стихотворения тема – размышления о судьбе России. Недаром произведение «Дым от костра струею сизой…» включено в цикл «Родина».
До финала стихотворения Блок постоянно усиливает возникающее у читателей с самого начало чувство тревоги. Кажется, поэт не ждет для своей страны светлого будущего. Напротив – ему видятся грядущие катастрофы. В последней строфе растворение в родных просторах и единение с природой предлагаются в качестве альтернативы «страшному миру», не имеющей души цивилизации.