Анализ стихотворения Блока «Была ты всех ярче, верней и прелестней»
Осенью 1913 года в петербургском Театре музыкальной драмы состоялась премьера знаменитой оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Партию страстной красавицы-испанки исполняла Любовь Александровна Дельмас – певица почти тридцати лет, для которой эта роль стала первым и последним значительным успехом. Столичную публику она покорила, благодаря сильному голосу и непринужденной игре. Созданный ей образ получился ярким и одновременно правдивым. Среди тех, кого очаровала Дельмас, оказался и Блок.
Несколько раз смотрел поэт «Кармен» в Театре музыкальной
Рассматриваемый текст состоит всего из восьми строчек. В конце каждого предложения – либо восклицательный знак, либо многоточие, причем последнее встречается чаще. Лирический герой обращается к некой представительнице прекрасного
Неопределенность будущего подчеркивается как раз многоточиями. Что касается восклицательных знаков, то они призваны передать чрезмерную эмоциональность героя, его волнение при объяснении с возлюбленной. Как и в ряде других произведений цикла «Арфы и скрипки», в стихотворении «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» встречается тема музыки. Она раскрывается буквально в паре строчек. Обратите внимание на следующее сравнение: поезд (имеется в виду жизнь) лирического героя летит словно цыганская песня, словно невозвратные дни.
В «Арфах и скрипках» тема музыки проявляется уже на уровне символичного названия. В нем Блок противопоставляет гармоничность арф заложенному в образе скрипок диссонансу. На протяжении всего цикла герой познает музыкальную первооснову мира. Посредством музыки в «Арфах и скрипках» устанавливается связь между двумя мирами – земным и небесным, а также между временами – прошлым, настоящим и будущим.