Анализ стихотворения Баратынского «Осень»
Стихотворение Баратынского «Осень» — центральное в его творчестве. В нем содержится как бы квинтэссенция сборника «Сумерки» и одновременно основы всей философии поэта. Семантика заглавия раскрывается в «Осени» постепенно, оно как бы наполняется смыслом, поворачивается к читателю разными гранями.
Первый пласт значений — общая языковая семантика:
«…осень года к нам подходит». Второй — метафорический: «А ты, когда вступаешь в осень дней». Но этим углубление смысла заглавия не ограничивается. «Осень»
раскрытия его надо проанализировать всю структуру текста. Особенность «Осени» в том, что напряженный символический пласт значений одновременно может быть прочтен как обладающий терминологической точностью научный анализ.
Заглавие стихотворения — «Осень» — связано с заглавием сборника — «Сумерки» — смысловой общностью: они создают образ того понятия пограничности, которое А. А. Блок назвал «продолженье бала» и «света в сумрак переход». Это пространство, которое характеризуется негативно: оно не то, что было до
они свободно переходят друг в друга: метафора
терминологична, термин метафоричен. В данном случае это не парадокс, а точная характеристика принципа языка Баратынского. Этим снимается, в частности, и противоречие между линейностью и цикличностью. Как в геометрии Лобачевского противопоставление между прямой и циркульной линиями снято: разделение их зависит только от величины избранного радиуса, то есть от точки зрения центра. При этом цикличность проявляется еще и в том, что любой отрезок может быть началом: понятия «начала» и «конца» в принципе отсечены понятием «цикла».