Анализ рассказа Набокова «Круг»
«К середине 1936-го, незадолго перед тем, как навсегда покинуть Берлин и уже во Франции закончить «Дар», я написал уже, наверное, четыре пятых последней его главы, когда от основной массы романа вдруг отделился маленький спутник и стал вокруг него вращаться», — так сказал сам Набоков об этом рассказе в предисловии к одному из своих сборников. Логично и доказательно выглядит авторская рецензия, и читатель хочет поверить, что «Круг» — это только
довесок, хотя и «со своей орбитой и своей расцветкой пламени», к «Дару», это
На самом деле впервые «Круг» был опубликован на два года раньше указанной Набоковым даты под незатейливым названием «Рассказ». Другими словами, не «Круг» отделился от «Дара», а скорее, большая часть романа выросла из «Рассказа». Говоря о «Круге»
Но проза Набокова ирреальна, и вполне оправданным будет предположение о первичности «Круга». Именно поэтому будем рассматривать «Круг» как самостоятельное произведение, как один из ключей ко всей прозе автора. Рассказ лишен ярко выраженного действия, и содержание его воспринимается скорее не через описание происходящего, как в произведениях иных авторов, а через ощущения — цвета, звука, самой мысли автора. Герой «Круга», Иннокентий, находясь в эмиграции, встречает в