Анализ произведения Распутина Уроки французского
Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями деревни, в то же самое время, автор всегда вплетает добрую иронию, доброту и легкую грусть. Произведение «Уроки французского» в жанровом плане представляет собой рассказ. Именно эта форма, охватывающая относительно небольшой промежуток жизни главного героя, наилучшим образом раскрывает основную тему: отношение ученика и учителя, духовное и нравственное становление ученика
В рассказе затрагивает целый ряд проблем: это и адаптация сельского выходцы к условиям жизни в городе, тяжесть послевоенной жизни, взаимоотношения в мальчишеском коллективе, как модели общества и безусловно проблема тонкости грани между нравственным и аморальным. Сюжет рассказа строится вокруг 11-тилетнего мальчика, приехавшего из сибирской деревни «обучаться грамоте» в районной школе.
Будучи старательным и упорным учеником, он добивается успехов в учебе. Послевоенное время заставляет главного героя довольно рано повзрослеть, а постоянный голод не дает покоя.
С таким поворотом событий и связана основная мысль рассказа. Является ли поступок учительницы безнравственным и аморальным? С первого взгляда так и есть, ведь такое поведение можно отнести к педагогическому преступлению, но автор подчеркивает, с какой именно целью был совершен этот поступок. Ведь искреннее, где-то возможно, неуклюжее желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок».
Кульминацией произведения является тот момент, когда учительницу, играющую на деньги со своим учеником, застает врасплох директор школы. Так на пути бескорыстной помощи в становлении личности главного героя, Лидия Михайловна приносит в жертву свою репутацию и работу. Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.